Идея создать свой собственный журнал, который конкурировал бы с «Отечественными записками» на одном уровне, пришла в голову Николаю Некрасову ещё во времена его работы в библиографическом отделе «записок». Он предложил своему другу и по совместительству критику, Виссариону Белинскому, учредить подобный журнал.
Но, Николай I, зная о том, что Некрасов имел довольно сильные революционные настроения, отказал ему в лицензии на деятельность. И когда у Некрасова уже опустились руки, появился Пётр Плетнёв, который как вы уже знаете с радостью продал литературно-политический журнал «Современник», так как при редакции Плетнёва журнал пришёл в сильный упадок.
И с этого момента начинается история одного из самых популярных молодёжных журналов 19 века в Российской Империи.
Создание «Современника 2.0»
Основателями нового журнала являлись:
- Николай Алексеевич Некрасов, руководитель журнала
- Его друг, Виссарион Григорьевич Белинский, идейный руководитель
- Инвестор и друг Некрасова, Иван Иванович Панаев, позже ставший редактором журнала
В самом начале работы нового «Современника» официальным редактором журнала был Александр Васильевич Никитенко, который в скором времени снял с себя обязанности редактора из-за конфликтов с начальством. И с тех пор Иван Панаев стал официальным редактором.
Некрасов смог утянуть за собой большую часть молодых писателей, работавших до этого в «Отечественных записках». Некрасов тогда хорошо проявил свой организаторский талант, быстро распределив новых работников по их профилям работы. Он смог привлечь в свой журнал такие таланты, как:
- Иван Сергеевич Тургенев
- Иван Александрович Гончаров
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
- Лев Николаевич Толстой
- И многие другие…
Именно при руководстве Николая Некрасова впервые стали публиковаться переводы зарубежных произведений Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея и других западных писателей.
Обстановка внутри «Современника»
«Современник» объединял под своей крышей множество молодых писателей. А что любили делать молодые парни 19 века? Правильно — пить, кутить и веселиться. Так что это не было чем-то из ряда вон выходящим, что работники «Современника» регулярно вечерами устраивали азартные игры в «Аглицком клубе», где некоторые проигрывали целые состояния и ещё оставались должны, а некоторые уходили оттуда с толстыми пачками купюр.
Оказалось, что Николай Некрасов был тем ещё азартным человеком. Тургенев особенно не любил его за это, т.к. тот никогда не проигрывал и никого не щадил. Но Некрасов не гнался за богатством, он получал наслаждение от самого процесса игры и от азарта, захлёстывающего с головой. Хотя он выигрывал довольно крупные суммы — к тому же, поддерживать жизнедеятельность редакции довольно дорогая штука, и почти все деньги уходили именно туда.
К примеру, у Александра Адлерберга, близкого друга Александра II и по совместительству генерал-адъютанта, он выигрывал далеко не один раз. А у государственного деятеля Александра Абазы Некрасов, по его подсчётам, выиграл ~ 250000 царских рублей, что в пересчёте на современный рубль = ~ 378 миллионов рублей.
Именно из таких игр Некрасов уловил характеры светского общества, чьи сатирические портреты он позже воплотил в своих произведениях.
«Современник» — орган революционной демократии
Под руководством двух новых дополнительных руководителей — Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, с 1853 года «Современник» стал абсолютно новым изданием. Такого журнала раньше нигде не было, где литературные произведения шли вперемешку с агитацией освобождения крестьян и призывами к революции. Основными зачинщиками революции являлись Чернышевский и Добролюбов, которые печатали в этом журнале программу крестьянской революции.
Но далеко не всем пришлась по нраву такая резкая смена настроений. Лев Толстой, Иван Тургенев и Дмитрий Григорович были против восстаний, считая, что это повлечёт за собой лишь большие жертвы. Да, они хотели перемен в обществе, но понимали, что пока это невозможно реализовать, поэтому они лишь глубоко сочувствовали народу и выражали это сочувствие в своих произведениях. И из-за такого революционного настроя они вынуждены были уйти.
Но трудное время для «Современника» началось позже — революционные настроения удалось затушить лишь жандармам, которые свернули эту лавочку уже 28 мая 1866 года по личному распоряжению Александра II.
Но разве это конец?
*спойлер* Нет, вот конец