Эпидемия коронавируса заметно изменила работу компаний: они сокращают расходы, переводят сотрудников на удаленку, меняют бизнес-модели. Пока неизвестно, сколько это продлится, но уже сейчас стоит задуматься о некоторых вещах.
Предусмотрите возможные варианты
Создайте сценарии возможного развития событий. Предусмотрите все возможные риски, ведь бизнесу, кроме коронавируса и падения рубля угрожает еще много чего. Из-за того, что переменных действительно много, вам придется создать несколько сценариев и постараться подготовиться к каждому из них. Таким образом, вы сможете быстро принимать решения в случае изменения ситуации к худшему.
Найдите способы выхода из кризиса
После проработки сценариев, возьмите худший из них и постарайтесь найти способы выхода из него. Как правило, выделяется 3 классических способа выйти из кризисной ситуации: увеличение маржи, привлечение дополнительного капитала либо оптимизация обязательств (отсрочка платежа).
Самый простой способ увеличить маржинальность – поднять цены. Но в кризис такой шаг может только навредить. Лучше привлекайте больше клиентов и увеличивайте средний чек. Также хорошо работает отсрочка платежа.
Помните о клиентах
Открытость в бизнесе очень ценится. Рассказывайте клиентам о том, как вы будете вести себя в кризис. Успокойте их. Например, в период карантина рассказывайте им о том, что вы делаете для того, чтобы сделать вашу работу максимально безопасной.
Важно понимать, что кризис – он для всех. И самое главное в этот период оставаться людьми и показывать свою человечность. Это, пожалуй, лучшее время для того, чтобы поработать над лояльностью ваших клиентов.