Мы вместе с Бустиком проводим время в изоляции очень даже весело: играем, читаем и учимся готовить. Вернее так, я готовлю, а он задает вопросы. Так мы приготовили бананово-шоколадный кекс. Кстати, вопросов у нашего юного инопланетянина очень много (скажу здесь пока только то, что он случайно оказался на Земле и приземлился под Ростовом. Мы встретились на улице и подружились, а потом он остался у меня погостить на время карантина. Ему около 10 земных лет). И не только кулинарных вопросов. Он хочет знать обо всем, что происходит на Земле.
Рассказала я ему и про пандемию, и про то, что бедствие коснулось всех жителей нашей планеты. Много людей находятся сейчас в режиме самоизоляции или дистанцированы друг от друга. Мы не встречаемся с друзьями, не ходим в гости, не появляемся в общественных местах, а если и делаем это, то только в случае крайней необходимости. Именно так можно победить надоедливый вредный вирус. Но на это нужно время. Сколько, мы и сами пока не знаем. Бустик слушал внимательно и серьезно, забавно напрягая лоб и брови, и прочно приклеив на мне пытливый взгляд. А потом спросил:
- Как ты думаешь, Ася, а люди сейчас также весело проводят время как и мы?
- Думаю, Бустик, что не все. Представь себе семью. В ней есть папа, мама, несколько детей разного возраста. А в отдельных семьях живут вместе с бабушкой и дедушкой. В обычной жизни родители ходили на работу, а дети ходили в детский сад или школу. И встречались все вместе только за ужином, а также проводили совместное время по выходным. Но и то не всегда. А что теперь? Теперь сплошные выходные, которым не видно конца.
Нам тесно и совершенно нечем было заняться. А тут еще зеленые берзенки (это такие маленькие ушастые существа) хулиганили и воровали у всех пассажиров еду.
- И что тут особенного? Это, наоборот, весело. Все общаются, вместе занимаются делами как мы со своими родителями, когда они свободны.
- Эээ, Бустик, всё не так просто! Все ходят по комнатам туда-сюда, создают очереди в ванную, на кухне, сражаются за пульт телевизора. В таких семьях сейчас шума больше, чем обычно. А детям и вовсе скучно без дела.
- Дааа, это как на нашем транспортном корабле. Когда наш звездолет был в ремонте, мы летали с мамой и папой на другую планету вместе с другими жителями на одном транспортнике. Летели несколько дней и было очень шумно. Корабль маленький. Нам тесно и совершенно нечем было заняться. А тут еще зеленые берзенки (это такие маленькие ушастые существа) хулиганили и воровали у всех пассажиров еду. Короче, мы очень радовались, когда приземлились.
- Да, Бустик, вы-то приземлились, а мы тут еще нет. И неизвестно когда это произойдет, - со вздохом подытожила я.
- Но зато у вас не водятся берзенки. Или водятся?
- Нет, не водятся. По крайней мере, я их не встречала. Но в нашей ситуации мы сами можем стать берзенками.
- Это как? - озадаченно прозвенел голос Бустика.
Это такие зоны в доме, где члены семьи совместно или раздельно занимаются чем-то спокойным и расслабляющим.
- Ну, конечно, не в прямом смысле, - поправилась я, вспомнив, что Бустик, по сути, еще ребенок и не все метафорические шутки он понимает. - Взрослые и дети, когда сидят долго без дела, да еще и в ограниченном пространстве, могут ссориться, кричать друг на друга, предъявлять претензии по разным поводам и еще много чего неправильного делать. Особенно, когда в интернете и по телеку говорят об одной большой общей неприятности. Вот они и становятся похожи на ваших берзенков своим характером.
- Ааа, понятно, - успокоился Бустик. - И что же делать, чтобы не ругаться и не обижаться, а быть добрыми и делиться конфетами?
- Ну, во-первых, в семье нужно создать острова спокойствия, - начала я, а сама улыбаюсь, потому что вспомнила, как Бустик за считанные часы уничтожил мой годовой запас шоколадных конфет, мармеладок, зефира и рафаэлок. Так я и села снова на диету. - Это такие зоны в доме, где члены семьи совместно или раздельно занимаются чем-то спокойным и расслабляющим. Это может быть хобби, рукоделие, чтение, просмотр интересных фильмов, рисование и много еще чего занимательного.
Женщина была очень красивая. Как в музее. И папа делает всё медленно и не торопясь.
- Вот мой папа в свободное время просит нас ему не мешать и уходит в отдельную комнату. Совсем один. На несколько часов. Мне всегда было интересно, что же он там без нас с мамой делает. Как-то раз я увидел, что дверь приоткрыта. В щели было темно. Жутко интересно, что там происходит. Вот и не удержался, просунул голову. Старался осторожно так, медленно, тихо. А там! В центре комнаты, там где ничего нет, где только пол с ворсинками, как у ваших ковров, светится что-то большое. Я пригляделся: похоже на живое существо: длинное, как взрослый, с руками и ногами. Но не шевелится. А потом догадался - это же голограмма! Фигура женщины. И совсем без одежды. И папа возле неё. Он стоит с особенным пером и рисует её. Линия, за линией. Нарисует, потом подправит. Женщина была очень красивая. Как в музее. И папа делает всё медленно и не торопясь. Слово еще для этого есть... Вспомнил как - плавно! Смотрел я так долго, по вашему времени полчаса. А может и меньше. Или нет, больше. Время, оно как будто стояло на месте. Всё стояло на месте. И я про это всё остальное забыл. Как будто не было ничего. Только особенный папа рисует женщину-голограмму. Ее ноги сплетены, одна рука приподнята вверх, а другая - опущена. Похоже было, что она танцевала, а затем застыла неподвижно. Так шло время. И тут я громко шелохнулся и папа меня заметил. Я испугался и убежал. Ну, конечно, родители со мной потом поговорили и всё объяснили про искусство, про красоту, про обнаженных женщин на голограммах, и про то, что в этом нет ничего стыдного.
- Ты хотел сказать “постыдного”, - тихонько поправила я, совершенно умиленная этим рассказом.
Не надо уберегать ребенка от такой информации. С трех-четырех лет в нем появляется осознанность, которую важно поддерживать, взращивать.
- Постыдного? Окей, запишу в блокнот. - и стал записывать в свой блокнот для новых слов. По какому принципу он всё это запоминал, я не знала, но только с каждым днем его русский прогрессировал семимильными шагами. После небольшой паузы я продолжила. - Твои родители очень мудро поступили, что побеседовали с тобой о том, что ты увидел. Надо брать с них пример и рассказывать детям о вирусе, о пандемии, о том, как разные страны борются с ним. Не надо уберегать ребенка от такой информации. С трех-четырех лет в нем появляется осознанность, которую важно поддерживать, взращивать. А фальшь, ложь, даже пусть спасительная, по мнению взрослых, приведет к потере доверительной связи, очень важной во взаимоотношениях родителей и детей.
- Да, они очень хорошие, умные и славные. Я их очень люблю и скучаю по ним. А когда я к ним приеду, то буду скучать уже по тебе, Ася. Ты тоже славная и умная. И красивая. Особенно когда улыбаешься. Почаще улыбайся, Ася!
Я зарделась от таких внезапных комплиментов и поспешила сменить тему. А для вас, мои друзья я составила чек-лист простых советов, которые помогут сохранить здоровый психический баланс в семье.
Что делать семье в домашней изоляции
- Создать дома “острова спокойствия” (совместные или раздельные), места, где можно заниматься каким-то одним увлечением или делом.
- Стараться быть ближе друг к другу, терпимее. Надо дать возможность каждому члену семьи просто побыть самим собой. Не делаем исключений и для детей.
- С детьми старше 3-4 лет разговариваем о сложившейся в мире ситуации. Делать это лучше всего без сильных эмоций и паники. Помните, что вы взрослый и несете за них ответственность. Тем более, что дети чувствуют, считывают ваше состояние по мимике, жестам, интонациям, поведению, в общем, по всем обычным маркерам настроения. Не нужно их недооценивать. Доверяйте им, а они будут доверять вам!
- Вводите режимы, планы, дневники, диаграммы, графики (как в армии). Обязательно физические нагрузки. Утренняя зарядка, для пальчиков игры, физические пантомимы, подвижные игры. Такие привычки не только организуют, но и психологически успокаивают. Можете иногда открывать окна и принимать солнечные ванны. Сейчас как раз самое время для этого, весна цветёт, никого не ждёт.
- Играйте! Превратите жизнь в игру. Можно поиграть в стратегическую игру и наладить домашнюю жизнь так, будто все вы работаете в одной корпорации и у каждого есть: свои обязанности по дому, своя (обязательно) территория и общее время для совместного труда и веселого времяпрепровождения.
В дальнейших постах мы расскажем о каждом пункте подробно и основательно. И добавим туда букет рецептов, как справиться с тревогой и страхами, успокоиться, мобилизоваться и кое-что еще. И, конечно же, мы с Бустиком поделимся своим фирменным рецептом бананово-шоколадных кексов с фотографиями тех, что у нас уже готовы, но еще не слопаны Бустиком и моим сыном Дамиром.
Вам уютно с нами? Тогда подписывайтесь на наш канал! А еще нас можно читать в Инстаграме и Фэйсбуке