Найти в Дзене

Пагубная доверчивость принца Вильгельма Оранского.

Профессиональная непригодность. На Вильгельма Оранского по прозвищу Молчаливый, лидера развернувшейся в XVI веке борьбы Нидерландов (так называемой Нидерландской революции) против испанского господства, католические эмиссары Филиппа II Испанского и инквизиции уже не раз покушались - за его голову была назначена награда в 25 тысяч экю. Однако, Вильгельма, казалось, хранило само проведение. В марте 1582 году Хуан Жореги выстрелил в него из пистолета в упор. У принца вспыхнули волосы и бородка, а рана на шее выглядела смертельной. Но верные слуги по очереди зажимали её в течение целых 17 дней, и Вильгельм выжил. Позднее в том же году герцог Пармский Александр Фарнезе, видный испанский полководец, наместник Нидерландов и главный враг принца, подослал к нему двух отравителей, но были арестованы агентами Вильгельма. Впрочем, дважды взорвать принца в собственном дворце пытался даже его собственный придворный, некто Ханзон. В конечном итоге убийцей стал молодой французский католик Бальтазар Же

Профессиональная непригодность.

На Вильгельма Оранского по прозвищу Молчаливый, лидера развернувшейся в XVI веке борьбы Нидерландов (так называемой Нидерландской революции) против испанского господства, католические эмиссары Филиппа II Испанского и инквизиции уже не раз покушались - за его голову была назначена награда в 25 тысяч экю. Однако, Вильгельма, казалось, хранило само проведение. В марте 1582 году Хуан Жореги выстрелил в него из пистолета в упор. У принца вспыхнули волосы и бородка, а рана на шее выглядела смертельной. Но верные слуги по очереди зажимали её в течение целых 17 дней, и Вильгельм выжил. Позднее в том же году герцог Пармский Александр Фарнезе, видный испанский полководец, наместник Нидерландов и главный враг принца, подослал к нему двух отравителей, но были арестованы агентами Вильгельма. Впрочем, дважды взорвать принца в собственном дворце пытался даже его собственный придворный, некто Ханзон.

Вильгельм Оранский по прозвищу Молчаливый.
Вильгельм Оранский по прозвищу Молчаливый.

В конечном итоге убийцей стал молодой французский католик Бальтазар Жерар, чьи действия поощрял - но не оплачивал - всё тот же герцог Пармский. Он поступил на службу к принцу, называя себя кальвинистом Франсисом Гионом, отец которого погиб в бою против католиков. Вильгельм не усомнился в искренности молодого человека и тут же направил его с дипломатической миссией во Францию. Но Жерар не торопился с отъездом. Принц заметил это и спросил своего порученца, почему тот ещё не в дороге. Жерар ответил с обезоруживающей простотой : нет денег, чтобы прилично одеться. Он действительно прибыл ко двору Вильгельма в буквальном смысле нищим, не имея при себе никакого оружия, и теперь не знал, как осуществить свой богоугодный замысел: не бросаться же на жертву голыми руками. Великодушный принц велел выдать бедолаге 20 крон, на которые тот приобрёл не одежду, а пару пистолетов у одного из гвардейцев Вильгельма.

Бальтазар Жерар убийца принца Вильгельма Оранского.
Бальтазар Жерар убийца принца Вильгельма Оранского.

Вечером 10 июля 1584 года принц Оранский пировал во дворце Принсенхоф. Выйдя из-за стола, он остановился, беседуя о чём-то с одним из офицеров. В это время неожиданно появился Жерар и выстрелил принцу в грудь. Вильгельм через несколько минут скончался. Убийца принял муки за веру, о которых, возможно, давно мечтал. Через четыре дня его публично казнили: сначала рвали плоть раскаленными щипцами, потом выпустили кишки и четвертовали. Гвардеец, продавший Жерару пистолеты, наложил на себя руки.

Убийство принца Вильгельма Оранского.
Убийство принца Вильгельма Оранского.

Смерть Вильгельма Оранского потрясла и напугала все протестантские страны Европы. В Англии придворные Елизаветы I добились принятие закона, согласно которому любой престолонаследник, пришедший к власти ценой жизни королевы, автоматически лишался прав на корону. Речь шла прежде всего о томившейся в заточении претендентки на престол, католичке Марии Стюарт. Зато католический мир высоко оценил самопожертвование убийцы - истинного мученика за веру. Филипп II щедро наградил родителей героя, а папа Римский распорядился приветствовать его подвиг колокольным звоном всех церквей Рима.