Одна из самых известных и узнаваемых картин выдающегося русского живописца Василия Андреевича Тропинина - "Кружевница". Эта жанровая картина, изображающая неизвестную девушку, плетущую кружева, была высоко оценена специалистами еще в XIX веке и оказалась очень мила современникам художника. Поэтому он создал несколько авторских повторений, которые практически не отличались от первого полотна 1823 года, и уж точно не уступали ему в прелести по колориту, композиции, и, наконец, загадочности взгляда модели. Эти произведения находятся в разных музеях нашей огромной страны, и одно из них, созданное Тропининым в 1830-х годах, хранится в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени.
Рассмотреть детали этого необыкновенного полотна можно на виртуальной выставке, которую подготовили мои коллеги.
В картине художник с искренним чувством изобразил не только саму милую девушку, но и уделил внимание бытовым деталям: коклюшкам для плетения кружев, небольшим ножницам, простой одежде своей модели... Можно даже рассмотреть образец рисунка, который расположен под подставкой с тканью! Считается, что девушка за такой типичной женской работой олицетворяет мир домашнего уюта и душевного тепла.
Девушка за вышивкой или плетением кружева - нередкий сюжет в мировой живописи. И мне стало интересно, какие смыслы могут скрываться за таким казалось бы нехитрым сюжетом.
И первым произведением с загадкой на эту тему, на которое я наткнулась в литературе, была репродукция картины «Детство Мадонны» Франсиско де Сурбарана 1630-х гг. На ней изображена маленькая девочка с довольно широким простым лицом, отвлекшаяся от вышивания на молитву. Понять, что изображена Дева Мария, несмотря на простое платье и обыденное занятие, довольно просто: помимо свечения над головой на полотне изображены другие традиционные символы Богоматери – розы и лилии. В Государственном Эрмитаже есть похожая картина того же автора, композиция которой решена несколько иначе. Этот сюжет с вышивкой - намек на легенду о введении Марии в Храм в Иерусалиме, где она должна была ткать одежды священникам.
"Главный московский портретист" Василий Тропинин к теме рукоделия обращался в своем жанровом творчестве на протяжении нескольких десятилетий.
Простые женщины из народа – особый тропининский тип женского образа в живописи, воспевающий смиренное отношение к своей доле. Благодаря художнику, этот типаж поднялся до статуса героини. Тропининских пряху, кружевницу и золотошвейку объединяет точность, с которой передана их внутренняя увлеченность, творческий порыв, которые как бы одухотворяют человека, вырывают из повседневности, помогают раскрыться внутренней красоте. Тропинин отчасти вдохновлялся европейскими образцами, но и сам влиял на русских мастеров, творивших позднее. Например, сравните известную нам композицию "Кружевницы" с работой В.П.Верещагина (не стоит путать с В.В.Верещагиным):
Самая известная зарубежная "Кружевница", пожалуй, принадлежит кисти Яна Вермеера. Давайте теперь посмотрим несколько других иностранных шедевров разных эпох на тему рукоделия , хранящихся в европейских и российских музеях.
Обратите внимание, никто из европейских рукодельниц не смотрит прямо в глаза художнику и зрителю, как это делает девушка с полотна Тропинина! Еще в разных музеях нашей страны есть французские и голландские работы неизвестных авторов XVIII в., изображающие сюжет "девушка за рукоделием". Этот список, разумеется, не претендует на полноту - его можно дополнить многими прекрасными произведениями.
Итак, глядя на всё это великолепие, возникает вопрос – что помимо изображения непосредственного занятия девушки может символизировать кружевоплетение и само кружево?
С нитью связано несколько мифологических и евангельских сюжетов.
- Три мойры, определяющие участь человека в античной мифологии, пряли нить и отрезали назначенную длину. Часто рядом с ними изображается корзина с запасными катушками (видимо, чтобы не было непоправимых ошибок).
- Путеводная нить Ариадны помогла Тезею вернуться из лабиринта и победить Минотавра.
- Геракл, отбывая наказание в рабстве у лидийской царицы Омфалы, вынужден был прясть вместе с рабынями.
- Прялка и веретено часто изображались в средневековье и символизировали домашнюю роль женщины. С того же времени в сюжетах Благовещения Деву Марию стали тоже изображать за прядением или с корзиной пряжи возле ног.
По шведскому приданию, христианская святая Бригитта или по-шведски Биргитта (ок.1304-1373), возвращаясь из своего путешествия в Рим, остановилась в монастыре Водстена, где обучила монахинь кружевоплетению. Что касается применения кружева, то оно вошло в повседневную моду еще в эпоху Возрождения и закрепилось в костюме, например, в виде оборок и манжетов, а с XVI века в виде кружевного воротника-фреза, который с радостью носили мужчины и женщины. Современному человеку тоже сложно представить жизнь без того или иного вида кружева. Его наличие в образе, даже если оно спрятано под одеждой, придает ощущение торжественности.
Что существовало раньше – кружево или вышивка – ученые утверждать однозначно не решаются. Судя по сохранившимся фрагментам материй, добытых в процессе археологических раскопок, в Древнем Египте были знакомы с этим видом украшения ткани. Древние греки и римляне тоже владели этим мастерством. Вышитые ткани упоминаются в Ветхом Завете.
Если переложить известные трактовки темы шитья-вышивки-кружевоплетения на полотна художников XIX века, то можно предположить, что помимо очевидного изображения обычной женской работы, там есть еще что-то про хитросплетения судеб. Предметы не могут быть просто знаками повседневности, для искусства требуется вдохновение (про богов как источник вдохновения нам еще Веласкес в своем полотне намекал). Вышивание или кружевоплетение можно трактовать как покорность своей доле, смирение, как это видно из изображений Девы Марии и всевозможных рукодельниц на полотнах русских художников. Но мне больше нравится думать, что картина показывает, что несмотря ни на что, нить твоей судьбы в твоих руках, и только от тебя зависит, сплетешь ли ты воздушное кружево или грубую тяжелую мешковину.