Б
Балаган (из перс. بالاخانه, balaχanä – верхняя комната, балкон) – временная деревянная постройка для примитивного театрального позорища (от сербск. позориште – театр), преимущественно комического характера. Издревле устраивалась на народных ярмарках и гуляниях.
Среди отечественных театралов также обозначает оскорбительную форму отношения к своему, или чужому театру.
Бенефис (фр. - прибыль, польза) – спектакль, или творческий вечер, устраиваемый в честь творческих и иных заслуг одного уважаемого актера. Чаще всего бывает приурочен к юбилейной дате (возрастной и творческий стаж).
В даваемом спектакле бенефициант исполняет одну из главных ролей, затем получает выручку с проданных на него билетов, которую к следующему утру обязан прокутить с коллегами по цеху.
Богема (фр. bohème - цыганщина) – обывательское завистливо-пренебрежительное отношение к среде творческой интеллигенции.
Бутафория (итал. butta fuori, букв. - выбрасывай) - предумышленная театральная деятельность, связанная с копированием предметных оригиналов, ради использования их недорогих копий в театральных постановках.
Издревле данная практика способствовала удешевлению постановочных расходов.
Поговаривают, что в скором времени, в связи с ужесточением защиты авторских и смежных прав, театрально-бутафорская деятельность будет признана абсолютно нелегальной.
В
Второй план роли – подтекст контекста текста персонажа. Метатекст прототекста в интертекстовой парадигме.
Выгородка – репетиционный вариант декорации. Обозначение игрового пространства будущего спектакля с помощью подручных предметов. Основное предназначение – выработка у актерского состава постепенного привыкания к условно отторгаемому художественно-постановочному замыслу.
Г
Гастроли (нем. Gastrolle, от Gast — «гость» и Rolle — «роль») – выездная деятельность театрального коллектива, связанная с показом спектаклей и театрализованных постановок исключительно за пределами здания своего театра.
Гастроли бывают:
незначительными (сельские, региональные);
солидными (межрегиональные, фестивальные);
грандиозными (столичные, зарубежные, предвыборные).
Грим (фр. grime, буквально - забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый) – театрально-прикладное искусство изменения внешности актера, для эффекта максимального соответствия заданным характеристикам персонажа, в соответствии с конкретным постановочным замыслом, как роли, так и спектакля в целом.
Данное искусство, из сугубо театрального контекста, трансформировалось в повседневный общечеловеческий тренд, определяемый модными зарубежными терминами: макияж, визаж, мейкап. К началу XXI века дошло до того, что многие актеры принципиально перестали использовать грим в своей профессиональной деятельности, дабы максимально отличаться от чрезмерно загримированной публики.
Гримёрка – актерское помещение офисного типа, расположенное в закулисной части театра. Основное предназначение – приятное времяпровождение между репетициями и выходами на сцену. Вторичное использование – помещение для входа и выхода из образа. По половому признаку гримёрки подразделяются на мужские и женские.