Найти тему

Как вокалисту правильно пользоваться микрофоном. Практические советы.

Оглавление

Сейчас я вам расскажу, как правильно пользоваться микрофоном, чтобы он подчеркнул достоинства и скрыл недостатки.

Существует несколько правил:

• Микрофон должен быть направлен прямо в рот вокалиста или быть под небольшим углом; головку микрофона нельзя закрывать рукой, таким образом вы закрываете рабочую зону микрофона, и он не может передать все оттенки вашего голоса.

-2

• Во время пения расстояние между микрофоном и ртом должно быть одинаковым, примерно 5-7 см. Исключение составляют «тихие» и «громкие» звуки; в таких случаях соответственно можно приблизить микрофон на 1-2 см от рта или отдалить его на 15-20 см.

• Микрофон нельзя направлять на сценические мониторы и колонки, иначе они «заведутся», издавая характерный свист. Начинающие вокалисты обычно сталкиваются с этой проблемой, когда в проигрышах, допев фразу, опускают руку с микрофоном вниз. Сценические мониторы – это колонки, которые как правило лежат перед вами на сцене и помогают вам хорошо себя слышать на выступлении.

• Микрофон точно считывает не только пение, но и посторонние звуки – шумные вдохи, а также резко исполненные согласные (например, «п», «т»). Неаккуратность вокалиста в таких деталях делает исполнение песни грязным и никак не может называться профессиональным.

• Для того, чтобы выступление вокалиста прошло успешно существует «саунд чек», где исполнитель может почувствовать сцену и микрофон, а также обговорить со звукорежиссером все необходимые детали.

____________________________________

Друзья, если вам интересна тема вокала или вы давно мечтали научиться петь - скачивайте бесплатно нашу подборку "ТОП 7 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОКАЛИСТА"

_____________________________________

• Задача звукорежиссера – сделать всё возможное для успешного выступления вокалиста, но это не снимает ответственности за качественное исполнение с самого певца; необходимо уметь качественно петь в любой ситуации. Также важно помнить, что звукорежиссер учитывает при отстройке звука не только ваши голосовые особенности, но и качество аппаратуры и акустику помещения.

· Также необходимо понимать, что если на сцене есть мониторы, то вы можете смело просить звукорежиссера настроить их так, как удобно именно вам. Если же мониторов нет, и вы слышите себя в основные колонки, то придется смириться с тем, что вам будет себя плохо слышно, так как звукорежиссер их настраивает для зрителей.

Сценический монитор
Сценический монитор

Теперь поговорим о записи в студии.

При записи в студии следует соблюдать «правило трех Ч»:

• Чистота интонирования (правильно взятая высота ноты)

• Четкость (строгое следование ритму песни, четкость произнесения слов)

• Чувственность (артистизм, характер исполнения)

Разберем подробнее.

Чистота

Первоочередной задачей вокалиста является «чистое» взятие той или иной ноты, без «завышений», «занижений» или «смазываний» — назовем это пением «в строе». За правило стоит взять, что «чисто» должна браться каждая нота, без исключений, ведь каждая нота в песне очень важна и заслуживает внимания исполнителя.

Пение «в строе» требует большой концентрации и осознания, это приходит только с опытом. Если вы испытываете трудности во время записи или исполнения на площадке (например, «высите» или «низите» исполняемые ноты), послушайте следующие рекомендации, которые могут помочь в этом вопросе:

— не нужно прикладывать больше усилий, чем следует, для того чтобы петь. При таком подходе искажается правильная высота ноты. Исполнитель, порой подсознательно, пытается петь громче, чтобы услышать себя, и тем самым контролировать свое исполнение. В такое случае попросите звукорежиссера в студии или на площадке добавить громкость вокала (то есть громкость микрофона) в наушники или напольные мониторы или сделать потише минус;

— пение с небольшим «занижением» или «завышением» можно исправить, немного удивившись, вследствие чего приподнимаются брови, щеки, появляется небольшая улыбка. Под улыбкой подразумевается пение «в маску». Это работает даже если песня грустная, в противном случае, интонация вместе с позицией «поплывут». Удивляться не только рекомендуется, но и необходимо, для того чтобы привести в тонус лицевые, головные и шейные мышцы;

— также никто не отменял правильную технику исполнения: вокальную опору, позицию и артикуляцию. Чтобы все работало скоординировано, и вы были хорошо разогреты, так сказать в полной боевой готовности, пригласите педагога по вокалу непосредственно на студию, или хотя бы проконсультируйтесь с ним непосредственно перед днем записи или концертом;

— чтобы достать все самые сложные высокие ноты рекомендуется непосредственно перед записью или выступлением «позевать» — это способствует, во-первых, правильному расслаблению и, во-вторых, приведет в тонус мягкое небо.

Четкость

Под четкостью пения следует понимать пение в ритме песни (в «груве»). Вокалист может идеально «попадать» в каждую ноту, но при этом очень серьезно «плавать» в ритме, постоянно то опережая его, то опаздывая за ним; вокалист не чувствует ритма исполняемой песни.

Поверхностно эта проблема решается развитием концентрации на 1-й и 3-й долях такта для того, чтобы правильно вступать, и на 2-й и 4-й долях такта, чтобы держаться «в груве». Для более тщательной проработки чувства ритма и ощущения времени стоит во время занятий и подготовки регулярно использовать метроном. Также вы всегда можете попросить включить метроном на студии.

Также для четкого пения важно четко произносить звуки. Сделайте артикуляционную разминку перед записью, проговорите и затем пропойте текст песни с пробкой во рту. Если какой-то момент в песне никак не удается – пропойте его с пробкой и тут же записывайте кусочек, но уже без пробки, конечно же, пока свежи ощущения. Результат вас приятно удивит!

Чувственность

Чувственность — это спектр эмоций, которые испытывает вокалист во время исполнения и передает своим слушателям, а также способность вокалиста во время исполнения передавать смысловое содержание песни.

Ваша задача заставить слушателя поверить в то, о чем поется в песне. Позволить слушателю быть уверенным, что песня исполняется специально для него и только для него одного.

Иногда чувственность вокалиста может серьезно сгладить и даже оставить незамеченными ошибки в чистоте или четкости исполнения. И вообще, певца, который способен передать эмоции песни, слушать намного интереснее, чем певца, который звучит выверено, идеально берет каждую ноту, но очень слабо эмоционален. Каждый вокалист, которого по-настоящему считают «звездой», обладает сильно развитой чувственностью исполнения, поэтому его и обожают.

Во время работы на сцене чувственность может выйти для вокалиста боком. Исполнителю необходимо беречь свою эмоциональную энергию, чтобы ее хватило на целое шоу, а не на одну конкретную песню. В реальности именно из-за этого фактора многие артисты имеют две, три «сильные» песни, а остальные песни программы пролетают практически незамеченными. Вокалист должен знать пределы возможностей своего инструмента, знать, в какой момент шоу ему можно расслабиться, чтобы сберечь эмоциональные силы для самых эффектных песен в его шоу.

Во время работы в студии вокалисту запрещено расслабляться в эмоциональном плане. В студии каждая песня должна быть отработана с максимальной чувственностью.

Раскрытие чувственности — это работа звукорежиссера или музыкального продюсера. Они могут помочь вокалисту – разозлить или рассмешить — все что угодно ради качественного звучания песни. Но в процессе обрастания опытом вокалист как правило может сам входить в то или иное состояние без посторонней помощи. Здесь стоит справедливо сравнить вокалиста с театральным актером, который обязан уметь перевоплощаться из одного персонажа в другой.

Чтобы с этим пунктом у вас во время записи не возникло проблем заранее продумайте те эмоции, которые хотите передать в каждой строчке песни, где будет развитие песни, а где более спокойный момент. Обязательно вкладывайте реальные эмоции – если в песне поется про смерть друга, а у вас нет такого опыта, просто представьте какое-то другое переживание в вашей жизни, которое принесло вам такие же сильные эмоции. Так в вашем голосе появится осознанность, глубина, вы не будете звучать пусто. Все свои мысли пометьте в тексте песни и возьмите его с собой. Эти наработки помогут вам чувствовать себя увереннее во время записи.

Все три «Ч» необходимы для того, чтобы получить «крутой» результат от записи вокала. Здесь стоит сразу оговориться, что проблемы с чистотой и четкостью могут быть частично исправлены при помощи звукового оборудования. Ситуация же с чувственностью исполнения полностью лежит на ваших плечах. На сцене все три «Ч» не менее важны, учитывая еще и тот факт, что во время выступления нет тех возможностей, которые предоставляет студия (нет возможности исправить ни чистоту взятых нот, ни ритмическую четкость).

И еще пару советов:

- Во время записи вы должны себя слышать. Хорошо слышать и свой голос, и минус очень важно для качественной работы в студии. Перед записью всегда идет отстройка. Не стесняйтесь, скажите звукорежиссеру, что вам плохо слышно себя или минус. Вместе вы придёте к балансу.

- Берите удобную для вас тональность, в которой наиболее выгодно звучит ваш голос, раскрывается тембр, а с ним и низкие и высокие ноты. При этом никто не мешает вам тренироваться покорить еще одну высокую ноту. Но это кухня и она не должна быть видна зрителям.

- Запишите себя на диктофон дома. Это позволит снять первый стресс перед походом в студию. В идеале регулярно себя записывать, чтобы привыкнуть к своему голосу. То, как мы привыкли слышать свой голос изнутри и то, как он звучит для других людей – совершенно разные вещи. Это физиология. В итоге, вы можете прекрасно петь, но придя на студию испугаться своего голоса и из-за этого расстроиться и выйти из рабочего состояния.

- Старайтесь дышать во время записи как можно аккуратнее, шумные вдохи создают много проблем звукорежиссеру при сведении трека.

- Пригласите на запись педагога. Он сможет распеть вас перед записью, а также поможет в самом процессе записи.

Итак, подведем итог нашего урока:

Задача звукорежиссера сделать все возможное ради записи вокалиста с максимальным качеством, передать все нюансы. Задача же вокалиста — учитывать чувствительность, с которой работает микрофон, и исполнять вокальные партии максимально чисто, четко и эмоционально.


Учимся петь дома с BMAJORИзменить

Топ 5 упражнений на дыхание . Школа вокала.

28 апреля

-4

1. Представьте, что вы проглотили шарик. Положите руки на ребра, сделайте глубокий вдох в живот так, будто вы надуваете тот самый шарик и задержите воздух. Затем сделайте плавный выдох. Сделайте упражнение 5 раз. Следите за тем, чтобы ваши ребра не падали, что позволяет диафрагме быть в правильном зафиксированном рабочем положении.

2. Потренируем вдох через нос. Представьте, что вы хотите вытянуть весь воздух из комнаты. Или, скажем, что вы нюхаете цветочек. Попробуйте. При таком вдохе ваш воздух идет не на горло, а вверх. Теперь попробуем дышать через рот. Постепенно вдыхайте так, будто вы сильно удивлены. Почувствуйте, как воздух пошел по небу, а не напрямую «на горло».

Дышать ртом или носом – принципиальный вопрос только для начинающих вокалистов. Преимущество вдоха через нос в фильтрации всякого мусора или пыли – это раз, и вы через нос не можете взять так много воздуха, как через рот. Но как только вы научитесь правильно дышать – примите решение сами – дышать через нос или рот.

 Следите за тем, чтобы воздух шел сразу в диафрагму и живот, а не в грудь и ключицу. Так, как мы научились ранее. Вдох должен быть тонким и не громким, но его все-таки должно быть слышно. Напоминаю: важно, чтобы не было ощущения, что у вас заложен нос. Нужно вдыхать так, будто вы всасываете воздух.

Теперь поговорим о том, сколько же воздуха нужно вдыхать. Существует миф, в котором уверены все новички – чем больше воздуха возьмешь, тем дольше протянешь ноту или фразу. Но это далеко от истины. Более того, излишний воздух мешает нашему телу правильно работать во время пения.

Вот один отличный лайфхак.Возьмем воображаемую трубочку и потянем сок из стаканчика. Вот так. И теперь так же, будто через трубочку выдохнем. Взятого воздуха достаточно для любой, даже длинной ноты.

3. И еще одно простое, но эффективное упражнение на тренировку дыхания. Изобразите дыхание собачки. Следите за тем, чтобы ваш вдох был равен выдоху. Сначала делайте упражнение медленно, затем быстрее. Обратите внимание как работает ваш живот.

Теперь поговорим о выдохе. Попробуйте протянуть ноту на гласной «и». Чувствуете как ваш воздух постепенно выходит. Также вы должны выдыхать и при пении. Не судорожно, а плавно, равномерно.

4. Давайте сделаем упражнение. Вдыхаем, как мы уже научились тонко и глубоко. И затем на звуке «тс» постепенно выдыхаем пока не кончится воздух. Старайтесь выдыхать равномерно, чтобы воздух не гулял, не дрожал. Следите за тем, чтобы ребра не падали, а были все время натянуты, это очень важно. Почувствуйте, как ваш живот постепенно сдувает воображаемый шар, приближаясь к спине. Если получилось, делайте это упражнение на время. Каждый день старайтесь протянуть «тсс» на 1 секунду дольше. Стремитесь к 40 секундам и более. Также попробуйте это упражнение на звук «з».

5. Еще одно простое упражнение. Вдохните глубоко и считайте 1,2,3,4,5… пока не кончится воздух. Стремитесь сосчитать до 50ти. Но есть один важный момент! Ни в коем случае не выдавливайте звуки в конце..35..36…37.. Не допускайте зажим. Все должно быть свободно. Пошел зажим – заканчивайте упражнение. И помните о том, что ребра не должны падать.

При помощи этих упражнений вы научитесь выдыхать равномерно, правильно распределяя воздух.

Исполняя распевки, выдыхайте, как бы придерживая воздух, чтобы весь воздух не вышел сразу. Поэтому старайтесь петь плотно, полным голосом.

И еще один важный момент, касающийся уже непосредственно песен. Следите за тем, чтобы не выдыхать весь объем воздуха на первом же слоге в строчке.

Если Вы давно мечтали научиться петь, пройдите наш бесплатный тест и получите программу занятий именно для вашего голоса
ПРОЙТИ ТЕСТ.....

Пение
3339 интересуются