Найти тему
Amalia Shumilova

Искусство 60х: поп-арт, концептуализм и что-то новенькое

Главенствующее место в мире живописи начала 60х занимает яркий и блистательный поп-арт. В мире появляется новое общество пропагандирующее новый образ жизни - так рождается общество потребления. Продается все и, чтобы твою картину назвали шедевром, не обязательно рисовать что-то значимое и глубокое, это может быть просто жевательная резинка. Вот такой и была работа Рой Лихтейнштейна «Смотри, Микки!» скопированная художником с обвертки к жевательной резинке.

Рой Лихтейнштейн «Смотри, Микки!»
Рой Лихтейнштейн «Смотри, Микки!»


В изобразительном искусстве всего мира отображается, как новый тренд, Америка и её молодежная популярная культура, а также свобода, равенство, рок-н-ролл, поп-корн и кока-кола.

Урбанизация, укрепление и рост экономики позволил отойти от строгих правил морали и потому в западный мир пришла сексуальная революция!

Кроме того, большую роль в развитии общества и становлении в нем женщины сыграло появление контрацептивов! Теперь женщина имела право выбирать, хочет ли она беременеть.
Женщины перестали поголовно стремиться выйти замуж. Оказалось, что жизнь это не обязательно тяжелая работа, а еще и масса удовольствий. Все эти факты просто взрывают мир в целом и мир искусства в частности.

Происходит так называемая "вторая волна" феминистического освободительного движения, в рамках которой женщины начали требовать полного юридического и социального равенства.

-2

Мир потрясает новый лозунг, который будет звучать еще не одно десятилетие: «Make love, no war».
60е стали последним десятилетием, в котором жил и работал великий Пабло Пискассо. В этот период он пишет десятки работ, особенно знаковыми из которых стали «Женщина в желтой шляпе» 1961, «Женский туалет» 1961 «Чикагский Пикассо» 1967г.

Пабло Пикассо "Женщина в желтой шляпе"
Пабло Пикассо "Женщина в желтой шляпе"

Ну и, конечно, Энди Уорхолл, который врывается в 60е с дизайном банок кока-колы. В начале десятилетия он все больше занимается графикой, рисуя практически одинаковые изображения долларовых купюр. В 1960-62 гг появляется целая серия его рисунков, на которых изображены консервные банки супа Кэмбелл. А в 1962 наступает звездный час Уорхолла, когда он рисует зеленые банки кока-колы, размножая их посредством шелкографии. В последствии они пожизненно становятся его визитной карточкой. И это совсем не удивительно, ведь эта работа как нельзя лучше вписывается в бурное, искрящееся и ликующее десятилетие.

Энди Уорхолл "Банки супа Кэмбелл"
Энди Уорхолл "Банки супа Кэмбелл"

В 1962 мир оглушает неожиданный уход из жизни легендарный Мерилин Монро. К этому трагическому событию Уорхолл приурочивает свой знаменитый "Диптих Мерилин". Это произведение художника было признано одним из 500 наиболее выдающихся произведений современности.

Энди Уорхолл и его знаменитые работы
Энди Уорхолл и его знаменитые работы

В 1964 мир увидела режиссерская работа Уорхолла: черно-белая 5ти часовая съемка спящего американского поэта Джона Джорно. По первоначальной задумке, на месте Джона должна была быть Бриджит Бардо, но она отказалась. Хотя наверняка участие Бриджит сделало бы картину намного популярнее.

Невероятно гармонично в цветовую гамму поколения вписывается погружение в атмосферу цвета с работами Ротко. Это вам не ренессанс со скрытыми смыслами и загадками, в новом мире 60х все просто. Марк Ротко неоднократно обращался ко всем с просьбами не искать смысла в его картинах. Суть его творчества последних годов именно в наслаждении проникновения в цвет, которое, по словам Ротко, сродни медитации. Именно поэтому художник очень трепетно относился к расположению своих картин в галереях и настоятельно рекомендовал рассматривать их с расстояния в 45 см.

Марк Ротко "Фиолетовый, черный и оранжевый на желтом и красном"
Марк Ротко "Фиолетовый, черный и оранжевый на желтом и красном"

А в мае 1960, еще один "гениальный безумец" того времени, французский художник-новатор Ив Кляйн регистрирует новый цвет «Международный синий Кляйна» и получает на него патент, а в октябре того же года совершает «Прыжок в пустоту».
В следующем году состоится самая большая из прижизненных выставок Кляйна, где он представил коллекцию монохромных картин.

Еще через два года Ив Кляйн представил публике «Immaterial Pictorial Sensitivity» в виде церемонии на берегу Сены. Он предложил продать его «живописную чувствительность» в обмен на золотой лист. Во время этой церемонии покупатель давал Кляйну золотой лист в обмен на сертификат. Поскольку «чувствительность» Кляйна была нематериальной, покупателю предлагалось сжечь сертификат, в то время как Кляйн бросал лист в Сену (всего состоялось семь покупок).

Мир музыки тоже готовиться сотрясать и рождать новых легенд - в 1961 британский начинающий музыкант Майк Джаггер превращается в Мика Джаггера и вскоре обретает всемирную славу, ведь уже через год, в 1962 гг в музыкальных издания впервые начинает появляться название the Rolling Stone.

Конец 60х в Америке и Европе характеризуется развитием концептуального искусства. Классическим образцом которого становится работа одного из основателей стиля, американского художника Джона Кошуна « Один и три стула» в 1965г.

Клас Олденбург создает свои скульптуры, увековечившие продукты питания, среди которых: «Мясо», «Два чизбургера» и «Витрина с пирожными».

Крис Олденбург "Два Чизбургера"
Крис Олденбург "Два Чизбургера"

В то же время Джордж Сигал делает скульптуры из ортопедических бинтов и гипсов, из которых он ваяет человека в полный рост.

Последователи концептуального искусства считают, что последнее не обязательно должно приносить эстетическое удовольствие, а может служить просто для расширения кругозора.

Ниже короткий список забавных творений искусства того периода:

1. В 1961 Раушенберг шлет телеграмму в Galerie Iris Clert, в которой значится: «Это портрет Iris Clert, если я так утверждаю». Телеграмма должна быть принята, как его вклад в выставку портретов.
2. В том же 61 Пьеро Манцони выставляет на обозрение воздушные шары, в которые он поместил «дыхание». Представлено это было как «Bodies of Air». Кроме того, Манцони подписывал тела других людей и объявлял их живыми произведениями искусства. А в 1962 он выставил планету, как собственную работу, назвав это произведение «Основание мира» («The Base of the World»)
3. Работа Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон «Железный занавес» («Iron Curtain») увидела мир в 1961-1962гг. Это была баррикада из бочек для нефтепродуктов, расположенная на узкой улице в Париже, чем препятствовала движению автомобилей. Этой работой они выражали свой протест против возведения Берлинской стены.

Книга Йоко Оно "Грейпфрут"
Книга Йоко Оно "Грейпфрут"


4. В 1964 году возлюбленная Джона Леннона, неподражаемая Йоко Оно опубликовала «Грейпфрут: книга инструкций и рисунков» («Grapefruit: A Book of Instructions and Drawings»). Пример эвристического искусства или серию инструкций как приобрести эстетический опыт.
5. 1965 — Концептуальная акция John Latham, названная «Still and Chew». Он пригласил студентов художественного вуза протестовать против ценностей Clement Greenberg «Art and Culture». Страницы книги из студенческой библиотеки были разжеваны студентами и возвращены в библиотеку в бутылках с этикетками. Latham был после этого уволен.

6. 1965 — Джозеф Кошут датировал концепцию «Одного и трёх стульев». Презентация работы включала стул, его фото и определение слова «стул». Кошут взял определение из словаря. Известны четыре версии с разными определениями.
7. 1969 — Роберт Барри и его телепатическое произведение («Telepathic Piece»), о котором художник заявил: «На протяжении выставки я попытаюсь телепатически коммуницировать произведение искусства, природа которого — серия мыслей, которые не пригодны для слов и образов» (During the exhibition I will try to communicate telepathically a work of art, the nature of which is a series of thoughts that are not applicable to language or image).

Знаменитый журнал Art-Language
Знаменитый журнал Art-Language


8. 1969 — Первый номер «Art-Language» увидел свет в мае. Он имел подзаголовок «The Journal of conceptual art», редакторами были Terry Atkinson, David Bainbridge, Michael Baldwin и Harold Hurrell: «Art & Language». Английский журнал «Studio International» опубликовал статью Кошута «Искусство после философии» («Art after Philosophy») в трёх частях (октябрь-декабрь).

А как вы относитесь к искусству 60х? Не слишком пестрит?