Листая статьи интернета, все больше натыкаешься на статьи, которые стараются дискредитировать компьютерные игры. Что же они приводят в качестве доводов?
- Агрессивность и озлобленность
- Игровая зависимость
- Туннельный синдром
- Геморрой
- Проблемы со спиной
- Ухудшение зрения
Можно, конечно в том же самом винить, что угодно... Образ жизни, окружающую действительность, сидячий образ жизни и такую же работу, отсутствие физической нагрузки, использование смартфонов, телевидения, ночные образы жизни...
Почему, когда где-то кто-то начинает стрелять людей, сразу же поднимается вопрос о том, что до этого его довели компьютерные игры? Почему никто не спрашивает: "был ли он/она здоровы психически?", "Все ли хорошо было дома?", "Все ли хорошо было в учебном заведении?" Если кто-то вымещает свою агрессию в определённом месте не говорит о том, что проблема именно в этом месте? Конечно, сказать: "Во всём виноваты игры" это проще, чем сказать "Система образования требует доработки" или "Нам надо больше уделять времени своим детям и лучше воспитывать и понимать их".
Давайте говорить на чистоту!
Разве ребёнок сам себе купил компьютер? Если вы ответили на этот вопрос да, то вот вам следующий вопрос. Сколько по-вашему сейчас стоит "нормальный" игровой пк (60+ т.р.) или приставка (25-30т.р.)? Откуда тогда у него столько денег?
Разве он сам себе купил игру? Сейчас средняя цена лицензионной игры порядка 2-3 т.р. (есть, конечно акции, но все равно ценник остаётся около 1т.р.).
Разве родители интересовались и пытались разделить это увлечение с ребёнком или подростком? Вы когда-нибудь интересовались почему людям нравиться играть в игры?
И вообще это же чистой воды абсурд обвинять игру в действиях человека. "Разве автор оружия или оружие виновато в том, как его используют?"
Давайте обратимся немного к истории. В самые древние времена люди любили рассказы, мифы, былины, эпосы, песни - в них они передавали истории от поколения к поколению, от поселения к поселению. Потому, что как гласит история "учиться лучше на чужих ошибках". Затем, что бы истории не терялись и не искажались их стали записывать, на камнях, затем на бумаге, так появились книги. (Понятно, что это упрощение... сначала книги появились для учёта товара). В книгах истории рассказывают, на примерах других людей (зачастую вымышленных) что можно делать, что нельзя и к чему это приводит. Так иногда формируются алгоритмы действия в мозге людей. Вспомните хотя бы русские пословицы и поговорки.... Которые формируют устойчивые алгоритмы действия. ("Семь раз отмерь, один отрежь", "На чужой каравай – роток не разевай", "Друг познаётся в беде", "Лучше синица в руках, чем журавль в небе"). За всеми ними шли определённые истории, и они несут определённую смысловую нагрузку, что мы интуитивно понимаем их смысл и руководство к действию. Книги в этом плане следует рассматривать как художественное произведение, которое рассказывает нам историю, учит нас чему-то. Люди читали книги не потому, что это расширяет их словарный запас (для этого можно читать толковый словарь). Люди читают книги, потому что в них рассказана история. Это как учиться на чужих ошибках. Даже если вы будете опираться на события собственной жизни, у Вас наверняка есть истории, которые Вас многому научили и сформировали так или иначе Ваш характер.
Как это все относиться к играм? Напрямую, нужно лишь немного потерпеть.
Чуть позже появились фильмы и сериалы, чьи сюжеты опираются на тексты и переводятся в художественную форму. По сути это книги, которые можно не читать, а смотреть. Вспомните ту же экранизацию "Мастера и Маргариты" или советские "Белый бим чёрное ухо", "Собачье сердце". Игры так же опираются на книги, сюжеты и ситуации. Однако между фильмами и играми есть одно отличие. Вы как игрок можете влиять на события игры, Ваши решения влияют на развитие сюжета.
Чепуха... Скажите вы? Однако так и есть. Игры позволяют нам примерять шкуру человека, в тех или иных обстоятельствах, в которые зачастую мы и попасть бы не хотели. Потратить на это 10-20 часов своей жизни, и получить события за годы жизни игрового персонажа.
Примеры! крикнут критики.
Что бы рассказать о примерах, Вам придётся поиграть в игры. Могу привести лишь пару названий в разных жанрах: Heavy Rain, Ведьмак 3, the last of us, assassin's creed, the elder scrolls v skyrim, X-COM, KOTOR, mass effect, fallout 2, Final Fantasy VII и много других великолепных серий и отдельных игр. Список настолько велик, что могут обидеться другие производители игр, что их не назвали или их фанаты... (Если захотите мы, как-нибудь позже, отдельно об этом напишем).
Иногда авторы игр дают нам волю в действиях, и мы можем влиять на игровой мир и события в нем. Когда же нам выбора не дают и просто двигают нас по сюжету это лишь значит, что нам хотят преподнести сюжет только с одного конкретного ракурса. Однако это всегда история. Когда мы её проходим мы приобретаем ценный опыт, который не смогли бы получить ни где ещё кроме как в игре.
Я не говорю, что все игры хорошие, есть и плохие образчики данной культуры. Однако не следует грести всю индустрию в одну кучу. Плохие образчики есть абсолютно в любой индустрии: кино, книги, сериалы, аниме, манга, статьи, рассказы, стихи, блоги, ролики, публикации.
А раз это правда, зачем стоит ограничиваться клише "что игры несут лишь зло"? Игровая индустрия растёт, расширяется и меняется и это правда. Но я считаю, что будущее не за телевидением, а за игровой индустрией.
Представьте себе, если бы вы могли вместить весь свой жизненный опыт в историю, которую Ваши дети или предки, смогли не просто узнать, а прочувствовать на себе, пережить, проникнуться, понять то, что поняли вы и перенять весь ваш жизненный опыт (за исключением знаний в узкоспециализированных областях) поиграв скажем за вашего персонажа часов 20? Он поймёт Вас, Ваши чувства, мотивы, а также воспримет ту информацию, получит тот опыт, который вы получили через боль, страдания, лишения, но без риска для здоровья и последствий для жизни.
Этому всему учат игры, в той или иной степени. Да таких глубоких игр не много. Иногда для привлечения аудитории приходится быть грабителем, бандитом, солдатом, лётчиком, танкистом, футболистом или ещё не весть кем. Но пока данные условия диктует рынок. Возможно скоро появятся игры на подобии: Как быть Врачом, Инженером, Сантехником, Водителем и позволит определиться ребёнку кем он хочет, быть просто поиграв в игру?
Чему учат игры на самом деле?
1) Соблюдать правила - У каждой игры есть свои правила, за нарушения которых, Вас могут наказать.
2) Ставить и добиваться целей - почти все игры ставят цель перед игроком, а он их добивается.
3) Быть напористым и целеустремлённым - желание победить игру и добиться желаемого
4) Переживать и сопереживать персонажам, а значит и людям
5) Разбираться в людях и их мотивах - из-за обилия сюжетов, игроки чаще сталкиваются с историями манипуляций, обманов, интриг и прочего, и это иногда (если лицевая анимация или авторы хороши) помогает им в жизни, видеть и распознавать фальшь и неискренность.
6) Сотрудничать и дружить с людьми - потому, что глобальные цели можно достичь только сообща.
7) Понимать, что мир не делится на чёрное и белое.
8) Экономить и копить - зачастую игровой процесс к этому подталкивает.
9) Делать сложный выбор и нести за него ответственность.
и многому другому...
Я не говорю, что все игры такие. Возможно таких игр на рынке процентов 20 тех, что несут информационную и сюжетную нагрузку. Возможно даже меньше... Но не стоит клеймить всю игровую индустрию...
К тому же рассказанная одна и та же история может в умах разных людей звучать по-разному, и не стоит в этом опять винить игры. К примеру, есть популярная фраза: "Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую".
Одни воспримут её буквально, другие покопаются в истории и узнают, что на самом деле это значит "не отвечать злом на зло". Третьи же допишут, "...но не дай себя ударить вновь".
Важна даже не сама история, контекст или как её преподносят. А то как информацию умеют пропускать через себя люди. Так же и игры.
Игры дают людям лишь то, что они ищут или хотят найти.
Хотите жестокости? Вам нужен выход агрессии - вот пожалуйста, есть такая возможность.
Хотите развить моторные навыки и улучшить реакцию - пожалуйста.
Вам нужно применить стратегическое и логическое мышление и развить его - пожалуйста.
Игры — это тренажёр и учитель, в одном и том же лице. И не нужно к ним относиться как-то иначе. Это тоже самое, что играть с ребёнком в прятки, догонялки, казаков-разбойников, и т.д. Просто другая платформа.
Если Вы видите, что игра слишком агрессивна для Вас или Ваших детей, оградите их и себя от этой игры. Однако не лишайте их и себя удовольствия познавать другие миры и развивать новые навыки через игры.
Вам лишь нужно помнить несколько правил:
1) Игра должна приносить Вам удовольствие.
2) Игра не должна вытягивать деньги из Вас и Вашего домашнего бюджета, если это так, лучше откажитесь от неё или поменяйте её на другую.
3) Игра не должна влиять на Вашу социальную жизнь.
4) Помните о Своём здоровье, время от времени прогуливайтесь. Долгое сидение в прямом положении имеет сильную нагрузку на мышцы спины и позвонки. Удовольствие не должно вредить Вашему здоровью.
5) Если Ваша жизнь приносит Вам агрессию и не доставляет удовольствия? Возможно Вам следует чаще отдыхать, проводить время с семьёй, друзьями или иногда бывать одному.
Давайте придерживаться этих правил, мыслить разумно и поддержим игровую индустрию в борьбе против её противников.
Оставляйте комментарии, оценивайте и при желании подписывайтесь.
Будьте счастливы и здоровы.