Найти в Дзене
ArmInfo

Парламентарий: Заявление Лаврова - попытка сбалансировать предыдущие заявления Москвы

АрмИнфо. Из вполне вразумительного, вполне дипломатичного ответа министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканя вполне очевидно, что никакого тайного документа на столе переговоров мирному карабахскому процессу нет. Подобное мнение выразил АрмИнфо член постоянной комиссии по внешним сношениям Национального собрания Армении Ованес Игитян.

21 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров охарактеризовал подписание сторонами документа, принятого в апреле 2019 года на встрече глав МИД России, Армении и Азербайджана в Москве, как важнейший шаг в выполнении резолюции Совета Безопасности ООН по карабахскому урегулированию. "Эти документы предполагают продвижение в урегулировании на основе поэтапного подхода. Полагаю, на первом этапе - решение наиболее актуальных проблем, освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций", - заявил он.

"Являясь гарантом безопасности Арцаха, Армения однозначно считает необходимым присутствие Арцаха за столом этих переговоров. Искать какой-либо скрытый подтекст, завуалированный, скрытый процесс, представляется бессмысленным. В этом свете, заявления представителей бывших властей Армении о наличии тайного процесса переговоров по Арцаху выглядят весьма странно. Особенно учитывая, что именно вследствие их непрофессионализма и отсутствия легитимности, России в 2010-2011 гг.  удалось выдвинуть на первый план собственные правила игры в виде Казанского плана урегулирования или же т.н. "плана Лаврова", - заметил он.

При этом, считает Игитян, надо не забывать, что Лавров является дипломатом, и призвал задуматься над тем, почему министр ИД РФ заявил именно это и именно сейчас.  Парламентарий, в этом свете, напомнил о прошедших в Арцахе парламентских и президентских выборах. А также их оценку стран-сопредседателей как состоявшихся и необходимых для формирования местной власти. При этом, они же уже традиционно отметили, что выборы в Арцахе на процесс урегулирования никак не влияют и повлиять неспособны.

Еще одним примечательным, благоприятным, по его оценкам, для Арцаха заявлением стало мнение споксмена МИД РФ Марии Захаровой, охарактеризовавшей выборы в Арцахе как необходимую для арцахцев возможность влиять на собственную судьбу.  После чего последовала организованная дипломатическая атака Азербайджана на международные структуры, в том числе ПАСЕ и Россию. В этом свете, Игитян рассматривает последнее заявление Сергея Лаврова как попытку сбалансировать все предыдущие заявления.

"По сути, процесс урегулирования действительно можно называть поэтапным. Но отнюдь не в контексте сдачи территорий, в котором некоторые это пытаются представить в Азербайджане, и как это ни странно, в Армении. В реальности первым этапом стали переговоры в Вене в направлении выработки мер по достижению атмосферы доверия. Это стало просто необходимостью, учитывая агрессию Азербайджана в отношении Арцаха в апреле 2016 года и, как следствие, полную невозможность вести переговоры с агрессором.  После чего, все международные призывы к исключительно мирному разрешению конфликта, по сути, были обращены к Азербайджану", - подытожил парламентарий.

Через два часа после заявления Лаврова министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян озвучил неприемлемость для армянских сторон конфликта подхода поэтапного разрешения конфликта. По его оценкам, после попыток применения подобных подходов в 2014 и 2016 году, начиная с 2018 года, переговоры ограничивались обсуждением оценок, мнением сторон к отдельным элементам.

"Предложения 2014 года документом переговорного стола не являются. Мы более чем четко говорили о наших позициях, где подчеркнутым приоритетом для армянских сторон является элемент безопасности. Мы не пойдем ни на одно решение, которое поставит под угрозу безопасность населения Арцаха, В течение последних двух лет наше правительство более чем прозрачно выражало наши подходы и позиции. И если кто-то предполагает, что мы можем говорить на переговорах одно, а говорить обществу другое - этот кто-то глубоко ошибается. Этого не было и логически быть не может. Мой коллега представил свой подход, я представил свой подход, над которым мы последовательно работали два года", - заявил глава МИД Армении.