Обильный поток информационно-нормативного мусора, касающегося мер поддержки бизнеса, вызывает у рядового, не замеченного в связях с властями предпринимателя два вопроса: кого спросить и куда обращаться. В остальном, всё как обычно: главное, чтобы тебя не трогали. Ведь администрация на Руси традиционно была изобретательна в оформлении помощи населению. Если власти не перейдут к инновационному методу использования дыбы, то сегодняшнее оформление пропусков и штрафов не так уж и отягощает предпринимателя.
Вносят свой вклад в святое дело помощи купцам и мытари. Несмотря на запрет проверок, доблестные стражи бюджета открыли настоящую дистанционную охоту на редких выживших комерсантов. По камералкам запрещены только очные мероприятия, включая допросы. Но вожди фискалов в письме ФНС от 26.03.2020 № СД-4-2/5182@ поощряют смотрящих на местах направлять пострадавшим каверзные вопросы в письменном виде. Такой трактат оформят в виде требования, направляемого по ст. 93.1 НК РФ. Если вам пришло такое чудо, и вы на него ответили, то потом ищите в акте проверки ссылку на приказ ФНС от 20 марта 2020 года №ЕД-7-2/181. Так инспекторам предписано обосновывать замену допросов истребованием информации.
Конечно же булки налогоплательщика расслабляет возможность поковырять в носу лишних 20 дней с учетом Постановления Правительства № 409, но это вряд ли поможет, когда подобные требования веером разосланы по контрагентам. Все, кто знакомы с моим стилем работы, наверняка поняли, что я призываю не просто набивать малопонятный текст в ответе на нетленку из налоговой, или, упаси Господи, отказывать налоговиками или, что еще хуже бегать от них. Нет, я призываю, самим идти в атаку и брать инициативу в свои измождённые коронавирусом руки. Памятуем слова Авраама Линкольна: «Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор». Топор — это ваши навыки ведения эпистолярия с мытарями, которые затачиваются от требования к требованию.
Начинать надо с развития главного навыка, а именно, умения понимать птичий язык налоговиков, а также разбираться в их рунах с изображением статей Налогового кодекса Руси, имеющихся на каждом требовании. Эти знания помогут извлечь суть из их многочисленных пожеланий, их будет достаточно для самостоятельной работы с пожеланием представить документы и информацию. Вы не отдадите лишнего, подтвердите реальность сделок и отбросите нападающих, заставив их задуматься, а стоит ли вообще теребить эту организацию. Ведь требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и малознакомых третьих лиц. Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки, на этапе предпроверочного анализа или вне рамок проверок, обозначая конкретный интерес инспектора.
С учётом того, что в последние годы НК РФ дает инспекторам новые опции для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения, критическая масса требований, превысила все приличные значения. Сегодня парадигма существования бизнеса такова, что налоговики затребуют всё и у кого им угодно, что хоть как-то связано с исчислением и уплатой налогов. Порой из требований можно вычитать пожелание инспекторов увидеть совсем экзотические документы, например, дипломы о профессиональном образовании директора.
Вся эта вакханалия, конечно же приводит к частым злоупотреблениям налоговиками своими полномочиями. Зачастую в этом им способствуют сами бухгалтера, которые занимают кардинально противоположные позиции. Либо нежелание отвечать вовсе на требования налоговиков, либо написать какую-нибудь глупость и выдать всё, что они требуют. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу.