Найти тему
Артхив

Они преодолели это: художники, которых закалили невзгоды. Часть 1

Оглавление

Среди известных художников можно встретить немало персонажей с непростыми судьбами. Ожесточенная критика, болезни, политические и природные катаклизмы, эпизоды, когда кажется, что весь мир идет на тебя войной. Они не сломались, они выстояли, они это преодолели.

Марк Шагал

Над городом. Марк Захарович Шагал, 1918
Над городом. Марк Захарович Шагал, 1918

В 1920 году Марк Шагал был вынужден уехать из Витебска в Москву. Советская власть, поначалу выдавшая молодому художнику карт-бланш, больше не понимала его работ. Публика считала живопись Шагала чуднОй. Ученики массово бежали от него к Казимиру Малевичу. Художник оставлял за спиной родной город, который очень любил, и Витебское училище живописи, которое считал делом всей жизни. 33-летнему Шагалу казалось, что все кончено. Фактически это было бегство.

Впереди было несколько тяжелых, голодных, полных опасностей лет.

Марк Шагал это преодолел. Он работал художником-оформителем в театре, учил рисовать беспризорников в подмосковной трудовой колонии. Но главное, он ни на шаг не отошел от своих творческих принципов, не отдал модному супрематизму или выгодному соцреализму ни пяди холста.
В 1923 году он переехал в Париж, где его признали гением все: истеблишмент, публика,
Пабло Пикассо. Он получил французское гражданство, престижную премию Эразма. Он стал кавалером Ордена почетного легиона, удостоился прижизненной персональной выставки в Лувре, дважды женился и прожил до 97 лет.

Рокуэлл Кент

Тяжесть, нависшая над головой. Рокуэлл Кент, 1946
Тяжесть, нависшая над головой. Рокуэлл Кент, 1946

Долгие годы американский художник, писатель и путешественник Рокуэлл Кент был любимцем нации. Публика его обожала, а то, что Кент состоял в социалистической партии и открыто симпатизировал СССР, ему прощали.

Художник в 1939 году
Художник в 1939 году

Однако во времена маккартизма Кента объявили коммунистом. Его книги изымали из публичных библиотек, двери музеев и галерей были для него закрыты, слава его стремительно таяла. К 60-м годам прошлого века Кент был практически разорен.

Река Сэйбл. Зима. Рокуэлл Кент, 1960
Река Сэйбл. Зима. Рокуэлл Кент, 1960

В 1969-м в его дом ударила молния. Вспыхнул пожар, дом выгорел наполовину, множество редких книг, картин, уникальных предметов, которые он привозил из своих путешествий, было уничтожено.

Рокуэлл Кент это преодолел. Архитектор по образованию, уже на следующее утро он сел за чертежи. И за несколько месяцев выстроил на старом фундаменте новый дом. Ему тогда было 86 лет.

Дом Кента. Джейми Уайет, 1971
Дом Кента. Джейми Уайет, 1971

Фрида Кало

Когда Фриде было 17, она попала в автокатастрофу: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Ее позвоночник оказался сломан в трех местах. Тройной перелом таза, 11 переломов костей правой ноги, сломанная ключица и ребра, раздробленная стопа, живот Фриды проткнул металлический поручень — в больнице, куда ее привезли, были немало удивлены, что она все еще жива.

Автобус. Фрида Кало,1929
Автобус. Фрида Кало,1929

Около года она была прикована к постели. Впереди были стальные спицы и корсеты, десятки операций, постоянная боль.

Фрида Кало это преодолела. Уже в больнице она попросила, чтобы ей принесли краски и кисти (родители также заказали для нее подрамник, позволяющий рисовать лежа). Фрида прожила недлинную и непростую, но чрезвычайно яркую жизнь.

Автопортрет. Фрида Кало, 1948
Автопортрет. Фрида Кало, 1948

Она была убежденной коммунисткой, алкоголичкой, матерщинницей и крамольницей, ее бурные романы (в том числе с Диего Риверой, за которого она выходила дважды) обсуждали не только в Мексике, но и в Штатах. Ее картины становились сенсацией в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, ее именем называли астероид, текилу и голливудские фильмы. На похоронах Фриды (она умерла в 47 лет) присутствовал президент Мексики. Она стала первой мексиканкой, изображенной на почтовой марке США — случай выдающийся, учитывая ее политические взгляды.

Борис Кустодиев

Автопортрет у окна. Борис Михайлович Кустодиев, 1899
Автопортрет у окна. Борис Михайлович Кустодиев, 1899

Борису Кустодиеву был всего 31 год, когда у него диагностировали опухоль спинного мозга. В ходе операции стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать — сохранить подвижность ног или рук. Сам Борис Михайлович был под наркозом и решение принять не мог. За него решила жена: «Руки оставьте, руки! Художник — без рук! Он жить не сможет». Остаток жизни он передвигался в инвалидном кресле.

Борис Кустодиев это преодолел. Он продолжал преподавать, именно в этот период он написал самые свои жизнеутверждающие полотна. До последних дней Кустодиев сохранял оптимизм и чувство юмора. Слабый, практически неподвижный, он любил принимать гостей и неизменно уговаривал их не расходиться рано. А когда его все же увозили на кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!».

Артемизия Джентилески

Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески, 1612
Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески, 1612

Когда уроженке Рима Артемизии Джентилески было 22, ее изнасиловал учитель — флорентийский художник Агостино Тасси. Отец Артемизии подал на Тасси в суд. Разбирательство, которое длилось 7 месяцев, было для девушки унизительнее самого изнасилования. Инцидент получил широкую огласку, ее подвергали бесконечным допросам и даже пыткам (в XVII веке показания, дававшиеся под пытками, автоматически считались правдивыми). Все это время Артемизия старалась оправдать Тасси — несмотря ни на что, она испытывала к нему симпатию и надеялась, что насильник в конце концов на ней женится. Этого не произошло: оказалось, что Тасси уже женат, суд приговорил его к году тюрьмы. Унижения и муки оказались напрасными: девушка осталась ни с чем.

Автопортрет в образе святой Екатерины. Артемизия Джентилески, 1615
Автопортрет в образе святой Екатерины. Артемизия Джентилески, 1615

Артемизия Джентилески это преодолела. Она вышла замуж, уехала во Флоренцию, стала первой в истории женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Она сделала себе имя, прославилась в Риме, Неаполе, а позднее и за границей, превратилась в икону феминисток и воплощение идеи гендерного реванша. Самой известной ее картиной стала «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Юдифь Артемизия писала с себя. Олоферна — разумеется, с Агостино Тасси.

Анри Матисс

Автопортрет. Анри Матисс, 1900
Автопортрет. Анри Матисс, 1900

В 1941 году 72-летнему Матиссу диагностировали рак кишечника. Он перенес тяжелую операцию, которая, как он рассчитывал, могла подарить ему еще пару лет жизни. Врачам удалось казалось бы невозможное — Анри Матисс прожил еще 13 лет. Впрочем, восстановиться ему уже не удалось. Оставшиеся годы он был практически прикован к постели и слишком слаб для того, чтобы работать как прежде.

Анри Матисс это преодолел. Он не утратил ни любви к жизни, ни интереса к работе. Матисс не мог стоять у мольберта, поэтому он прикреплял уголь к палке и рисовал этой импровизированной указкой.

Анри Матисс в студии
Анри Матисс в студии

Ему было тяжело смешивать краски, и он вырезал силуэты из бумаги, покрытой гуашью. Этот метод стал почти самостоятельной главой его творческой биографии. «Вместо того чтобы рисовать контур и заполнять его цветом, я рисую непосредственно в цвете… мне удалось достигнуть формы, обнаженной до самой сути». — Говорил Матисс. Создавая аппликации, он словно собирал заново по кусочкам свою разбитую недугом жизнь.

Иллюстрация к книге "Джаз". Анри Матисс, 1943
Иллюстрация к книге "Джаз". Анри Матисс, 1943

Оскар Кокошка

Автопортрет художника-дегенерата. Оскар Кокошка, 1937
Автопортрет художника-дегенерата. Оскар Кокошка, 1937

Когда Оскару Кокошке было 26, он познакомился с Альмой Малер — известной венской femme fatale, музой и вдовой Густава Малера. Их изматывающий, паталогический, болезненный роман длился три года. Потом Альма сдалась и сбежала от художника к архитектору Вальтеру Гропиусу. И без того нестабильная психика Оскара дала сильный крен.

Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер. Оскар Кокошка, 1913
Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер. Оскар Кокошка, 1913

В 1914-м Кокошка отправился воевать — отчасти потому, что ему нравилось как он смотрится в драгунском шлеме, но в основном — чтобы отвлечься, забыть Альму.
Через год он был ранен на Галицийском фронте в голову и потерял память — некоторое время считался погибшим.

По возвращении домой Оскар Кокошка был признан психически нездоровым.

Странствующий рыцарь (Автопортрет). Оскар Кокошка, 1915
Странствующий рыцарь (Автопортрет). Оскар Кокошка, 1915

Но хуже всего было то, что память вернулась, а с ней и мысли об Альме.

Оскар Кокошка это преодолел. Он заказал мюнхенской художнице Гермине Мосс куклу, которая должна была стать копией Альмы Малер. Кокошка сопроводил заказ подробными инструкциями: он просил Гермину уделить особое внимание «изгибам женского тела». Он также интересовался, «возможно ли, чтобы у куклы открывался рот». Некоторое время он появлялся со своей «спутницей» на светских мероприятиях, приводил куклу на приемы, обмахивал ее веером в ложе венской оперы. Потом Кокошка отрезал ей голову.

Некоторые странности не помешали Кокошке добиться успеха — он был профессором Дрезденской академии, жил безбедно, при жизни считался едва ли не гением. В возрасте 50 он встретил в Праге Олду Палковску, на которой женился и был с ней счастлив еще 43 года — до самой смерти.

Продолжение здесь.

Автор: Андрей Зимоглядов, artchive.ru