Найти в Дзене

Заслуженный летчик-испытатель Ларюшин Евгений Иванович

В конце мая 1959-го года он был зачислен в первый набор вертолетного отделения школы летчиков испытателей, которую, в связи с укороченной программой, окончил в 1960-м году...
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

На страницах канала «Хроники записного пенсионера» уже не раз публиковались статьи о советских и российских летчиках-испытателях и, кстати, одна из этих статей была посвящена моему однокашнику по Саратовскому высшему военному училищу летчиков.

Скажу откровенно, что мне интересна и эта тема и люди выбравшие эту профессию.

Когда-то давно... в детстве... я сам мечтал стать летчиком-испытателем и если летчиком стал, то со вторым желанием как-то не срослось.

Но... все, что ни делается, все к лучшему. В этой профессии одного здоровья мало...

Ну, да ладно! Давайте лучше перейдем к теме сегодняшней статьи.

Итак!

Евгений Иванович Ларюшин - советский лётчик-испытатель ОКБ им. Николая Ильича Камова, Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Герой Советского Союза.

Информационная справка:

ОКБ Н.И. Камова в настоящее время - Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова. Авиационное предприятие, которое занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов.

Евгений Иванович родился 14 января 1934-го года в селе Кочема ныне Егорьевского района Московской области, в семье служащего.

В 1952-м году окончил Егорьевский аэроклуб и в том же году был призван в ряды вооруженных сил Советского Союза.

В 1956-м году Евгений Иванович окончил Омское военное авиационное училище. После окончания училища проходил службу в авиационной части в городе Шяуляй Литовской ССР и летал на истребителе-перехватчике Як-25.

В связи с тем, что в период обучения в училище Евгений Иванович освоил пилотирование бомбардировщика Ил-28, неоднократно просил вышестоящее командование о переводе в бомбардировочный полк.

В 1957-м году его просьба была удовлетворена командованием.

В 1959-м году Евгений Иванович Ларюшин был уволен из рядов вооруженных сил СССР и зачислен в запас.

В конце мая 1959-го года он был зачислен в первый набор вертолетного отделения школы летчиков испытателей, которую, в связи с укороченной программой, окончил в 1960-м году.

Вместе с ним в этот период проходили обучение Владимир Щепкин, Валерий Федоров, Валентин Перов, Заслуженные летчики-испытатели СССР Константин Гаврюшев и Вячеслав Громов, летчики-испытатели Анатолий Соколов, Николай Клочков и Владимир Дворянкин. Некоторые из них в последствии погибли при испытании новой техники.

С июля 1960-го года Евгений Иванович Ларюшин находился на лётно-испытательной работе в конструкторском бюро Н. И. Камова, где поднял в небо и провёл испытания таких вертолетов, как Ка-25К, Ка-29, а также принимал участие в испытаниях вертолетов Ка-26, Ка-27, Ка-32 и Ка-50 («Чёрная акула»).

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Информационная справка:

Ка-50 (известен под именем «Чёрная акула», а на западе как «Оборотень» и «Обманщик») - советский/российский ударный вертолёт, предназначенный для поражения боевой техники, огневых точек и живой силы противника.
Серийное производство прекращено с января 2009 года.

В 1966-м году летчик-испытатель Е.И. Ларюшин окончил Московский авиационный институт.

В августе 1978-го года ему присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

26 марта 1982-го года за мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, старшему лейтенанту запаса Евгению Ивановичу Ларюшину присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

3 апреля 1985-го года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-50 (В-80) летчик-испытатель Ларюшин Евгений Иванович погиб.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

В процессе показательного полета летчик-испытатель Е.И. Ларюшин демонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа и сложных боевых маневров, подтверждающих высокую маневренность и летные качества нового вертолета. Показательный полет завершался боевым маневром, имитировавшим быстрый уход вертолета к земле за укрытие после завершения атаки цели.

При выполнении низходящей спирали с малой поступательной скоростью и большим углом крена, вертолет попал в зону «вихревого кольца», что привело к перехлесту лопастей и падению машины.

Внесенные конструктивные изменения в дальнейшем позволили исключить чрезмерное сближение лопастей винтов и обеспечить безопасное применение этого маневра в боевых условиях.

Здесь Вы можете прочитать статьи о других летчика-испытателях:

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Марк Лазаревич Галлай

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Юрий Александрович Гарнаев

Заслуженный лётчик-испытатель Анохин Сергей Николаевич

Советские лётчики-асы – Амет-хан Султан

Спасибо за то, что Вы рядом!

-4