Найти тему
Ясно Понятно

Капитуляция и полный разгром. Почему рушится рынок нефти и что грозит РФ

Оглавление

Коллаж Reuters
Коллаж Reuters

Цены на нефть продолжают стремительно падать на фоне отсутствия спроса и дефицита свободных хранилищ для сырья. Производители готовы сокращать поставки, но сырье все равно заливает разрущающийся на глазах рынок. Что происходит с нефтью, как цены на нее могут стать отрицательными и что ждет рынок дальше?

«Великий нефтяной разгром»

Коллапс рынка, начавшийся с падения ниже нуля майских фьючерсов на американскую нефть сорта WTI, распространился и на европейскую Brent. Утром в среду июньский фьючерс на Bent торгуется едва выше уровня 17 долларов за баррель. Это минимальные уровни с июня 1999 года.

Участники рынка убеждены, что компании-производители слишком медленно реагируют на изменение конъюнктуры. Спрос на рынке сокращается в 2-3 раза быстрее, чем предложение, и в этой ситуации обвал цен - жесткий, но эффективный способ заставить производителей оставить нефть под землей, считают некоторые эксперты.

Но это легко сказать, однако не так просто сделать. Приказать «Горшочек, не вари» в случае нефтедобычи невозможно. ОПЕК+ сама в шоке от всего происходящего, и готова сокращать добычу немедля, не дожидаясь 1 мая.Но поможет ли это - большой вопрос. Конечно, все это не будет длиться вечно, но уже понятно, что нынешние событий войдут в историю, как «великий нефтяной разгром».

Как устроен рынок нефти. Очень краткий ликбез

Нефть бывает финансовой и контрактной.

  • Финансовая нефть - это поставочные и беспоставочные фьючерсы (о них чуть ниже) на определенные сорта нефти.
  • Контрактная нефть - это то, что добывается, контрактуется и поставляется конечным покупателям. Контрактные цены на поставляемую нефть могут сильно отличаться от рыночных. Контракты, как правило, заключаются на длинные сроки.

На рынке не может быть много или мало нефти: все, что физически добывается - так или иначе потребляется (или складируется), излишков не бывает. При этом число фьючерсных контрактов на нефть в разы превышает всю мировую добычу, это инструменты для спекуляций.

И вот тут начинается сложное, но важное.

На биржах не торгуют сырой нефтью. Торгуют фьючерсами на нее.

  • Фьючерс - это специальная ценная бумага. По сути, это договор купли-продажи так называемого базового актива. В нашем случае это нефть.
  • При заключении такого договора продавец и покупатель договариваются об уровне цены и сроке поставки базового актива. То есть продавец обязывается продать, а покупатель - купить нефть такого-то числа по такой-то цене.
  • Далее эти фьючерсы могут торговаться на бирже, то есть имеют свою цену. И когда мы говорим о стоимости нефти - мы говорим о цене фьючерсного контракта, если отдельно не указано, что это сырая нефть.

Как могут получиться отрицательные цены

Это во многом следствие спекулятивного характера мирового рынка нефти.

Представьте такую ситуацию. Истекает срок действия фьючерса. Там много не просто «бумажных» контрактов, но есть и поставочные. Владелец такого фьючерса обязан в момент прекращения его действия купить нефть у продавца и куда-то ее деть. Отправить в хранилище или на переработку. Но нефть никому не нужна, ее просто негде хранить - нефтерезервуары переполнены до краев. В итоге продавцы в панике вынуждены доплачивать, лишь бы избавиться от поставочных контрактов и не получать по ним товар.

Сама по себе нефть не может стоить минус 20 или минус 40 долларов за баррель. Но фьючерс на нефть технически и при определенных условиях - может. И вот такое уникальное явление мы наблюдали в этот понедельник с нефтью сорта WTI.

А что Россия?

  • Россия не добывает нефть Brent. Да и такой марки в реальности не существует, это так называемый эталонный сорт.
  • Более того, Россия даже не добывает нефть марки Urals. Это «бодяга», сливаемая в магистральный трубопровод «Дружба» для экспорта в Европу.
  • В реальности в России много сортов нефти. Они по-разному поставляются в разные части мира и стоят разных денег. Часть нефти законтрактована по установленным ценам.
  • Что касается Urals, то она не торгуется на бирже, на нее нет фьючерсов, да и цены, как таковой, нет. Ее стоимость рассчитывается как спотовая (то есть, текущая, реальная) цена Brent минус определенный дисконт. В итоге технически цены Urals могут стать отрицательными, но практически - нет.
  • На текущий момент цена российской нефти примерно втрое ниже той, что заложена в бюджетное правило - 42,4 доллара за баррель. Но, опять же, речь идет о цене Urals, которая является расчетной. Контрактная нефть приносит российским нефтяникам доходы, которые определяются по другим ценам.

Незавершенная война

Нефтяная война между Саудовской Аравией и Россией, как кажется, привела к всеобщей капитуляции ее участников перед лицом мощного экономического кризиса. Но на самом деле она не завершена: саудиты продолжают продавать нефть в Европе со скидками и отбивать доли рынка у российских производителей, отмечают аналитики. Захочет ли Россия продавать нефть на традиционном рынке по еще более низким ценам - неизвестно.

При этом американские нефтяники смогут временно снизить добычу, но как только появится возможность, они вернуться к прежним объемам: для этого есть ресурсы, технологии и инвестиции, Американский сланец сможет занять долю рынка, которая будет освобождена другими экспортерами нефти, и Россия может попасть в это число.

Как скоро восстановится спрос на нефть, пока прогнозировать невозможно. Все будет зависеть от того, как мировая экономика будет выходить из связанного с пандемией кризиса. Важный вопрос для рынка - как на практике будет реализоваться сокращение добычи у России и Саудовской Аравии. Если страны не будут соблюдать договоренности в полном объеме, это может еще сильнее обвалит котировки, полагают эксперты. Хотя куда уж сильнее?

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал