Добрый день!
В 2016 году в основной закон Российской Федерации, который регламентирует всю деятельность, связанную с обращением с отходами (в данное понятие входят: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I-IV класса опасности), а именно закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" было внесено понятие региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сделаю маленькое отступление и расскажу что такое твердые коммунальные отходы.
В соответствии с 89-ФЗ Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Иными словами твердые коммунальные отходы, это отходы которые образовались в наших с Вами домах в процессе нашей жизнедеятельности, а именно упаковка приобретенных товаров, предметы мебели вышедшие из употребления, остатки пиши и так далее.
Так вот, вернемся к региональному оператору. В 2016 году было внесено это понятие, которое означает что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Иными словами Регоператор это фирма, которая обязана обеспечить (организовать) вывоз отходов с контейнерных площадок на территории населенного пункта, и, в дальнейшем, обеспечить их обработку, утилизацию, обезвреживание или захоронение.
В своей работе по сбору, вывозу и дальнейшей переработке отходов региональный оператор обязан руководствоваться территориальной схемой по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная схема по обращению с отходами — совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и направлений ее развития на определенный период.
Простыми словами территориальная схема это большой толмут, в котором указаны места образования твердых коммунальных отходов, количество образующихся твердых коммунальных отходов, данные о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, определены потоки направления твердых коммунальных отходов (т.е. определено с какого населенного пункта на какой объект по обращению с отходами необходимо вести отходы) и т.д.
Также в территориальной схеме определяют зоны деятельности регионального оператора. В зависимости от субъекта РФ может быть одна зона, как например в Архангельской, Белгородской, Волгоградской областях или несколько, как например в Амурской, Воронежской, Липецкой областях.
Выбор регионального оператора осуществляется в порядке конкурса, который проводят региональные органы исполнительной власти, чаще всего это местное Министерства природных ресурсов и экологии или Министерство жилищно-коммунального хозяйства. От количества зон зависит и количество лотов. По результатам конкурса выбирают одного или нескольких региональных операторов пр обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом до 1 января 2020 года все субъекты РФ (за исключением Москвы, Петербурга и Севастополя) выбрали регионального оператора (или несколько операторов).
Итак, региональный оператор выбран, что же он теперь должен делать? Как правило, региональный оператор проводит конкурс, которым он определяет себе операторов (подрядчиков), которые непосредственно и будут осуществлять вывоз мусора с контейнерных площадок населенного пункта. Также региональный оператор обязан заключить договора с объектами по обработке, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которые указаны в территориальной схеме по обращению с отходами.
В своей работе (и работе своих подрядчиков) региональный оператор обязан руководствоваться нормативными актами, которые устанавливают требования к обращению с отходами, а именно:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
2. СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"
3. СанПиН 2.1.7.3550-19 от 05.12.2019 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (данный СанПиН является укороченной и далеко не лучшей версией СанПиНа 88 года)
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Да, да с 2019 года услуга по вывозу отходов является коммунальной).
5. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"
Контроль за деятельности регионального оператора осуществляет региональный орган власти, который проводил конкурсный отбор регионального оператора. За нарушение условий договора и нарушение норм действующего законодательства региональный оператор может быть лишен данного статуса.
Итак, с обязанностями регионального оператора мы разобрались, а какие права и обязанности есть у граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как я уже сказал с 2019 года услуга по вывозу твердых коммунальных отходов стала коммунальной. Что это означает?
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Т.е. если раньше плата за вывоз отходов входила в квитанцию по содержания жилья и процесс взыскания задолженности за вывоз отходов был огромной проблемой, то с 2019 года вывоз отходов это отдельная услуга и платить за нее все обязаны, при условии если региональный оператор создал условия для ее оказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором. Собственниками отходов в данном случае являются физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Заключение договоров с физическими лицами может осуществляться напрямую, через управляющую компанию (в данном случае она выступает собственником отходов), либо через публичную оферту. Публичная оферта это когда в местной газете публикуется типовой договор на вывоз отходов, с указанием тарифов. Акцепт (подписание) договора происходит в момент осуществления гражданином первого платежа за вывоз отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели тоже обязаны заключить договор на вывоз отходов с региональным оператором. Для этого оператору необходимо направить заявку с приложением учредительных документов и количеством образующихся отходов (если оно известно). Если количество образующихся отходов неизвестно, договор будет заключен по нормативам накопления, установленным на территории субъекта РФ.
Региональный оператор рассматривает заявку и направляет договор на вывоз отходов для подписания. Если юридическое лицо (или ИП) по истечении 15 дней не предоставило возражений на договор, то на 16 день договор считается заключенным.
Конечно это краткое описание регионального оператора, при заключении договоров возникает масса проблем и эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
Всем спасибо за внимание, не забываем подписываться на канал!
.