Найти тему
Liberal arts

"Золотой период" в творчестве Густава Климта

«Золотой фон изначально (в VI веке н.э.) использовался только в изображениях святых и правителей. Золото считалось символом солнца и ассоциировалось с трансцендентальным божественным миром, однако Климт свёл этот материал к его декоративному значению...» (можно прочитать в путеводителе по Бельведеру). Но давайте разберёмся, только ли декоративное значение у золота Климта?

В золотой период творчества на художника несомненно очень повлияла византийская мозаика, которую Густав увидел в Венеции, в соборе Сан-Марко. Кстати, Климт с большим трудом уезжал куда-то из Вены и путешествие в Италию было одним из немногих.

Кроме того, византийское влияние можно усмотреть и в том, что художник вписывает в двухмерное пространство орнамента живое лицо и тело модели. Один из его стилеопределяющих факторов - эффект фотомонтажа, усиливающий очарование и привлекающий внимание к лицу.

Кроме того, художник соединяет натурализм и символизм. И символический орнамент или платье не менее важно, чем лицо. Не будем забывать, что Климт — выпускник императорско-королевкого института прикладных искусств.

Одна из основных тем этого символического периода fin de siecle (прекрасной эпохи) - превосходство женщины над мужчиной. Что бы там ни говорили! И здесь, можно сказать, именно Густав Климт вводит архетип «superwoman». Климт создал тип женщины «вамп» (отбросим сегодняшнее пошлое понимание), задолго до того, как появилась Грета Гарбо или Марлен Дитрих.

Впервые этот архетип появляется на картине Афина Паллада: в полном вооружении - олицетворение силы и даже жестокости — богиня войны уверена в своей победе, она выступает судьёй для всего человечества. В изображении богини используются приёмы, характерные для дальнейшего творчества Климта: использование золота, а также трансформация анатомических черт в орнамент и наоборот. Совмещение фона и изображения женщины.

"Афина Паллада" . Исторический музей Вена
"Афина Паллада" . Исторический музей Вена

А теперь посмотрите на его Юдифь. Это уже не библейская героиня, но его современница, не желающая занимать вторую роль. Не случайно, многие современники Климта, увидев это полотно, были в недоумении от подписи «Юдифь», считая, что это настоящая «Саломея».

"Юдифь с головой Олоферна". Бельведер, Вена
"Юдифь с головой Олоферна". Бельведер, Вена

Кульминация золотого периода — картина «Поцелуй» - стала эмблемой сецессиона. Это также символ объединения мужского и женского начал… или вечное их противостояние. На самом деле, картина не менее загадочна, чем, например, Джоконда Да Винчи. Орнамент с включением квадратов олицетворяет мужское начало, круги — женское, соединяются они или противопоставляются друг другу? Зачем эта дистанция между влюблёнными? Минута перед приближением? Или отстранение девушки?

"Поцелуй". Бельведер, Вена
"Поцелуй". Бельведер, Вена

Расположение фигур влюблённых (второе название картины «Влюблённые») напоминает дерево — один из часто применяемых символов у Климта. В «Откровении Иоанна Богослова», больше известном как «Апокалипсис», дерево является своеобразной лестницей в небо. У художника — это символ, в котором объединено всё важное для него: переход от цветка к женщине, от увядания к новым побегам, от смерти к воскрешению. Это дерево жизни и древо познания.

Если же отбросить символику, то по одной из версий, на картине сам Климт и Эмилия Флёге на озере Аттерзее, где они проводили почти каждое лето. Эмилия — подруга и муза художника, сестра жены его брата Эрнста. Вот это озеро.

"Озеро Аттерзее". Музей Леопольда, Вена
"Озеро Аттерзее". Музей Леопольда, Вена

Говоря про данный период творчества нельзя не вспомнить про "Золотую Адель". В Портрете Адели Блох Бауер Климт использовал золото не только как материал, но и как выразительное средство. Реализм и символизм соединяются и в этом полотне. Климт покрывает поверхность золотым орнаментом, вписывая в него треугольники с египетским глазом и микенские спирали. Оба этих символа многозначны. Спираль указывает на единство противоположностей: жизнь и смерть, начало и конец, мужское и женское, эрос и танатос. А глаз Ра или Гора часто использовался в качестве символа богини истины Маат. 

"Портрет Адели Блох-Бауэр". Новая галерея, Нью-Йорк
"Портрет Адели Блох-Бауэр". Новая галерея, Нью-Йорк

И где, как ни в Золотой Адели максимально выразилась божественная сущность - полотно производит впечатление настоящей иконы в сверкающем золотом окладе.

Золото и уникальный орнамент Климта несут не только декоративное значение. Мне кажется, лучше всего это объяснил Людвиг Хевеси: ...это выражение первичной, высшей материи, которая вечна, постоянна, текуча, вращается и заворачивается в спирали, проникает повсюду...»

Картины Климта «Адель», «Юдифь» и «Поцелуй» можно рассматривать как последнее проявление австрийского символизма, свидетельствующее о его абсолютном расцвете, ровно как и о его конце.