Татьяна Державина рассказала, зачем она написала письмо президенту Путину
Коронавирус буквально перевернул мир. За считаные недели все изменилось и подстроилось под эту заразу. Даже велопрокат в этом году откроется раньше из-за угрозы распространения вируса. По информации одной из самых активных участниц ульяновского велодвижения, лидера клуба Simbike Татьяны Державиной, подготовка к открытию велосезона уже началась:
- В последнее время мы стараемся поддержать общемировой посыл, что велосипед не имеет сезона. Тем не менее мы обязательно соберемся, как только будут разрешены массовые мероприятия. Но даже сейчас в условиях значительных ограничений, обусловленных необходимостью сдерживания коронавируса, люди нуждаются в эффективном и безопасном транспорте.
- В начале апреля появилась информация о том, что велосипедисты подготовили письмо президенту о поддержке велосипедного движения во время пандемии коронавируса. Это была не первоапрельская шутка?
- Среди подписавших это открытое письмо есть и моя подпись. Подписавшие письмо - а это лидеры велоорганизаций из более чем 30 регионов России, компании, архитектурно-образовательные проекты и другие - обратились к Владимиру Путину с просьбой не закрывать на время карантина веломагазины и ремонтные мастерские, организовать временные велополосы на востребованных маршрутах и принять меры для повышения безопасности на дорогах - это сделает поездки на велосипеде безопасней и снизит нагрузку на больницы.
Мы исходили из того, что доступность велосипедов снижает количество передвижений на общественном транспорте. Это как никогда актуально, учитывая борьбу с вирусами. Например, в марте 2020 года в Нью-Йорке число поездок на велосипедах увеличилось более чем на 50% к уровню прошлого года. Важно также учитывать, что для малоимущих слоев населения велосипед является единственной возможной альтернативой общественному транспорту.
В обращении также прозвучало предложение начать работу по созданию национальной стратегии развития велосипедного движения в России, так как это может оказать положительное влияние на экономику и систему здравоохранения, улучшить экологическую обстановку в городах. Кстати, подписать открытое письмо может любой желающий на сайте проекта по развитию велокультуры Let’s bike it!
- Таня, я, как и многие в Ульяновске, знаю тебя прежде всего как человека, много лет отстаивающего интересы велосообщества. Но по специальности ты повар-кондитер. Работала когда-нибудь по профессии?
- По профессии я никогда не работала, но готовить люблю. Раньше часто и много пекла, но после знакомства с правильным питанием мучное и сладкое ушли на второй план. Теперь все рецепты стараюсь переделать под формат здорового питания. Муж с дочерью оценили мой диетический ПП-борщ и теперь просят его вместо обычного.
- Ты на велосипеде круглый год - ведь велик для тебя больше, чем просто хобби. Другие члены семьи тоже катаются?
- Да. В какой-то момент велосипед из спортивного снаряда превратился для меня в личный транспорт. Оказалось, что, зная маршруты объезда и не теряя время в пробках и на светофорах, можно приехать быстрее автомобиля, даже если выехать одновременно. Мы проверяли. Но хоть у меня и есть все необходимое для зимних покатушек, да и утоптанный снег очень напоминает грунт, зимой я езжу редко. У нас в семье четыре велосипеда. Муж ездит постоянно, а вот у дочери очень плотный график: работа, учеба, поэтому она катается редко. Но я как могу стараюсь ей помочь в этом - придумываю поводы и маршруты для поездок.
- Ровно пять лет назад тебя назначили советником губернатора по велосипедным делам. Думаю, не случайно…
- Появление этой должности - результат долгой и кропотливой работы ульяновского велосообщества. Летом 2009 года познакомилась с клубом ульяновских велосипедистов «Симбайк». Меня догнал велосипедист, рассказал о клубе, дал визитку с координатами форума. Ребята там оказались очень инициативными. Мы прекрасно понимали, что в городе нет никаких условий для велосипедистов, что нас не воспринимают всерьез ни власти, ни автовладельцы. Вот мы и взялись за дело.
Меня часто спрашивают, как стать советником губернатора, пусть даже на общественных началах. Почему-то все считают, что это возможно только по блату и само по себе очень круто: «Сиди, ничего не делай, получай огромные деньги и привилегии чиновника». Но все совсем иначе. Советник на общественных началах - это не штатная должность, как все думают: ни кабинета, ни зарплаты, ни машины, ни инструкций и подчиненных нет, но она дает немного больше возможностей донести до властей, чего хотят велосипедисты.
- В течение пары лет многие велосипедные мечты ульяновцев стали исполняться. С чего все началось? Какими достижения ты гордишься больше всего?
- Сначала после общения с Александром Пинковым на встрече мэра с молодежными субкультурами в городе начали появляться велопарковки. Потом мы добились разрешения проезда велосипедистов по Президентскому мосту. Полтора года писали и ходили в различные инстанции. Обращались даже в прокуратуру и администрацию президента, но решить вопрос нам помог министр транспорта Андрей Тюрин. И вот уже 6 лет у велосипедистов с обоих берегов есть возможность самостоятельно перебраться через Волгу. Кроме этого, удалось запустить прогулочный веломаршрут от площади Ленина до УлГТУ. Каждый год мы проводим множество велосипедных мероприятий и акций, выпустили буклет по ПДД «Катайся на велосипеде по правилам» и «Атлас веломаршрутов Ульяновской области». Благодаря нашей настойчивости на дорогах залатано, выровнено, очищено множество километров тротуаров и проезжей части, заменены ливневые решетки - город становится благоустроеннее и чище. Большим прорывом стало выделение 1% от бюджета дорожного фонда на развитие велоинфраструктуры.
- Безусловно, создание комфортной пешеходной и велосипедной инфраструктуры займет не один год. В условиях современного города уличное пространство необходимо перераспределять, чтобы комфортно разместить всех участников движения. А это требует грамотных проектных решений.
- Я бы не стала сводить вопросы развития велодвижения только к строительству дорожек, ведь есть масса других задач: повышение внимания водителей, снижение скорости потоков автотранспорта, воспитание подрастающего велопоколения. На Европу веловеликолепие не в одночасье свалилось. К слову, не всегда власти ставят нам палки в колеса, чаще всего находятся люди, которые понимают серьезность и важность развития велодвижения и оказывают содействие. Вообще, власть на наши налоги содержится, она обязана реагировать на обращения граждан и выполнять их. Просто не надо сразу замахиваться на что-то масштабное. Сделали что-то одно - ура! Берем следующий участок или направление. В этом году будем пытаться осчастливить Новый город. Прямолинейность застройки, широкие проспекты, широкие тротуары и малые проезды, зеленые буферные зоны - как говорится, есть где развернуться.
В ТЕМУ
Пролетарии всех стран, соединяйтесь,
велосипедисты всех времен, объединяйтесь!
Находясь в Швейцарии, Ленин как-то посетовал жене, что у него нет своего велосипеда, а он так любит велосипедную езду. Кстати, впервые Ильич оседлал велосипед в 24-летнем возрасте, отдыхая у матушки на даче в подмосковном Люблино. Учителем стал студент Марк Елизаров, весил тот велосипед 53 фунта (почти 22 килограмма).
Об этом разговоре узнала мать Владимира Ильича, которая вскоре прислала ему в подарок два велосипеда. Ленин был в полном восторге от неожиданного презента и хвастался своим приобретением перед товарищем (и рассказывал о нем своим друзьям): «Смотрите, какое великолепие!.. Вдруг - уведомление из Транспортного общества: куда прикажете доставить посылку? Я подумал, что вернулась какая-либо нелегальщина, литература, а может быть, кто выслал книги? Приносят, и вот вам нелегальщина! Смотрите, пожалуйста, какие чудесные велосипеды... Ай да мамочка! Вот удружила! Мы теперь с Надей сами себе господа. Поедем не по железной дороге, а на велосипедах».
Алена Дамбаева