Найти тему

Как актёры отделились от съёмочной группы

Когда я в 2006 году пришла работать в кино, мы все чувствовали себя одной командой, евреями, идущими за режиссёром Моисеем в обещанную землю обетованную. Вместе ездили в одном автобусе, все стояли в одной очереди за обедом, ели за одним столом. На нашем сериале у актёров не было никаких собственных вагончиков, не было даже ассистента по актёрам, их гонорары были по 6-10 000 рублей, что немного отличалось от заработков съёмочной группы, но как-то это не принято было обсуждать, и если ехали в экспедиции, то актёров, как и группу, везли на весь съёмочный период, предварительно договорившись с их театрами.

Как это происходит сейчас.

Занятость. Сейчас все актёры завели себе персональных агентов, которые ведут их занятость и координируют их. С одной стороны, это удобно, потому что многие артисты то забывали о наличии спектакля, то давали неверный съёмочный график с другого проекта, то просыпали и опаздывали, а теперь это вроде как обязанность агента. Причём сейчас это доходит до смешного. Во время кинопроб все актёры свободны, как ветер, но как только режиссёр, продюсеры и канал их утверждают, агенты внезапно вспоминают о том, что у их актёра выпуск спектакля, ещё 3 съёмки на Мадагаскаре, в Гонконге и на Северном полюсе, перелёт занимает трое суток, детей оставить не с кем, и вообще это совершенно не их проблемы.

Райдер. Тут всё зависит от фантазии актёра и его агента. Обычно райдер составляют до начала съёмок, и продюсеры успевают повоевать, но при нашей сумасшедшей жизни подписать договор до съёмок успевают не всегда. А актёр уже зашёл в кадр. И понеслааась. Актёры-ноунеймы, как правило, скромны: до площадки (если она в черте их города) добираются самостоятельно, сидят в вагончиках по трое или на площадке, или в выделенных для этого комнатах на объектах. Чуть только актёр засветился в третьесортном сериале, начинаются причуды: я летаю только бизнес-классом, я ем еду только из ресторанов, я езжу только на "Мерседесе". А этих актёров в сериале 50-200. И, наконец, главные роли. Тут возможны любые фантазии Калигулы: "Я не работаю без кокаина", "Мне нужен отдельный гримёр и косметика из Франции", "Я не работаю с этим художником по костюмам, и вообще буду сама себе выбирать костюмы", "Включите мне в райдер бутылку коньяка и фрукты", "Я полечу с семьёй, няней, гувернанткой, учителем французского, поваром, директором, снимите мне трёхэтажный особняк". Один актёр, когда присылал документы всей семьи, чтобы ему за счёт продакшена взяли билеты, прислал свидетельство о смерти бабушки.

Гонорары. О, тут огромный разрыв. Для самых дешёвых в производстве сериалов "ТВЦ" и "Домашнего" актёры идут даже за 3000 рублей в смену. Но, как правило, это просто активно снимающаяся массовка с репликами типа "Кушать подано" без специального образования. Малоизвестные актёры снимаются за 8-15 000. Дальше на всех каналах идут свои списки "медийности". Причём у каждого канала есть список персон нон грата. И бывают тёрки между каналами, когда они делят, например, Александра Дьяченко, которому нужно быть одновременно в Тобольске и в Санкт-Петербурге, тогда уже вопросы решаются на уровне глав каналов. У каждого канала свои "звёзды". Их гонорары начинаются от 70 000 рублей и заканчиваются миллионом за смену. Можно "пошатать" актёров за счёт большого количества смен. На полных метрах, как правило, берут медийных актёров на эпизоды, чтобы показывать в рекламных роликах, а на главные роли берут актёров попроще или ищут начинающих звёзд. И это притом, что зарплата, например, костюмера в кино - 40-50 000 рублей в месяц. И она весь месяц по 12 часов в день 6 дней в неделю хреначит огромные сумки по площадке и записывает в сценарий каждую деталь костюма, чтобы не было лажи в монтаже.

На площадке. В 2006 году и где-то года до 2010 мы с актёрами особо не церемонились. Они стояли с нами между кадрами, как правило, никуда не исчезали с площадки и не требовали к себе какого-то особого отношения. Сейчас ассистент по актёрам только и успевает: "А почему нет стула?", "Принеси воды/чай/кофе", "Сбегай за таблетками/моей сумочкой/посиди с моим ребёнком". И в начале обеда ассистенты по актёрам оббегают всю очередь, встают в её голову и берут на всех актёров обеды. Даже если актёр абсолютно свободен в данную секунду, он уже в общую очередь не встанет. И за чаем сам себе, как правило, не сходит. И если продюсер видит, что известный актёр на площадке между дублями стоит, может начаться вой. При этом актёр будет сидеть, а люди, которые таскают все 12 часов приборы, сумки, кабели, столы, палатки - будут стоять, потому что стульев на всех не хватает или тупо нет времени присесть и сходить в туалет всё время смены.

Безусловно, это вина даже не актёров, а продюсеров. Притом что сами продюсеры стонут, что непомерные гонорары, невыносимые условия, все эти бизнес-классы, но сами соглашаются на это, сами потакают им, и даже когда один скандальный актёр на моих глазах кинул в продюсера тарелку с обедом, этот продюсер просто обтёрся и продолжил работу. А что делать? Актёра не убрать, если он отснялся в 1-2 сменах.

Причём никто из российских актёров не может обеспечить эффект голливудских звёзд, совершенно мизерное количество зрителей пойдут в кинотеатры конкретно на Данилу Козловского, Сашу Петрова или Светлану Ходченкову. Поэтому прямого дохода они не приносят и считают себя совершенно отдельной, элитной частью кинопроизводства, притом что талантливы - единицы. На многих просто стыдно и жалко смотреть. Особенно в потоковых сериалах, которыми они страшно гордятся.

В общем, господа артисты, боюсь, что сериал или полный метр, в котором работаете только вы, а нет режиссёра, оператора, сценария, художников и объектов, - это ваши вайны на ютюбе. И что-то не очень охотно их смотрят за редчайшим исключением.