Что предсказали Брэдбери, Хаксли, Ататюрк и Войнович?
Писателей-фантастов часто представляют как этаких предсказателей технического прогресса. Полёты в космос, летающие машины, криогенные камеры, вечный двигатель, машина времени, человекоподобные роботы и механическая одежда – каких только новшеств не напридумывали фантасты, многие из которых действительно были воплощены в жизнь!
С ними в одном ряду идут учёные-футурологи и просто прозорливые люди – политики, актёры, бизнесмены: многим кажется, что они предсказывали только какие-нибудь гаджеты.
В действительности самые интересные предсказания писателей и футурологов были куда более глубокими.
Хаксли предсказал общество потребления
Оруэлл и Хаксли – два знаменитых автора антиутопий, поклонники которых говорят, что они ведут некую своеобразную «борьбу» за исполнение предсказаний.
Если Оруэлл предсказывал тоталитарное общество, в котором власть осуществляется с помощью насилия и всевозможных ограничений, то Хаксли, наоборот, изобразил тоталитарное мировое государство, в котором люди контролируются с помощью развлечений и безудержного потребления (ничего не напоминает?).
Право на получение знаний – да, осталось за представителями высших рас, однако развлекаться на полную катушку разрешено буквально всем. Синтетическая музыка, центробежная лапта, чудо-таблетки, приглушающие симптомы всех болезней, телесных и душевных – все эти и прочие реалии государства Хаксли сбылись в современном обществе, а выражение «центробежная лапта» и вовсе превратилось в мем.
Государства «оруэлловского типа» тоже имеются, однако на очень ограниченной территории и по-видимому вскоре вымрут.
Яркий пример – КНДР. А всё потому, что «высшие классы» давно осознали, что легче подкупить рабочих и средний класс, завалить их дешёвым ширпотребом и низкопробными развлечениями, чем тратить огромные средства на институты насилия, такие как армия и полиция; тем более зачем убивать «быдло», если из него можно сделать дешёвую рабочую силу? По словам Хаксли, многие учёные и мыслители не учитывают безудержную тягу человека к наслаждениям. А будущие (теперь уже настоящие) «неолиберальные» диктаторы как раз это и берут на вооружение.
Брэдбери предсказывает опасность телевидения и интернета
По словам Брэдбери, его роман «451 градус по Фаренгейту» с самого начала читатели поняли неправильно. Это не предсказание тоталитарного общества, по крайней мере в его привычном облике. Писатель говорил, что так он просто аллегорически изобразил опасность распространения телевидения. В начале 50-х, когда писался роман телевидение находилось на ранней стадии своего развития и не превратилось ещё в «зомбоящик», однако пагубные последствия были уже налицо:
телезрители стали меньше читать и меньше задумываться о происходящем, предпочитая верить сказанному с экрана.
Брэдбери всегда с недоверием относился к телевидению (хотя и вёл своё телешоу), а после появления интернета – и к нему тоже: так, долгое время он запрещал публиковать свои произведения в электронном виде.
Сейчас его книги можно даже слушать, кстати если не читали то рекомендую.
Ататюрк предсказал интернет и социальные сети
Мустафа Кемаль Ататюрк писателем не был, но был довольно прозорливым мыслителем. Рассуждая о кино (под которым в ранние годы понимались и другие подобные явления – например, телевидение), он говорил, что в будущем оно произведёт настоящую социальную революцию и позволит стереть все территориальные, социальные, национальные и языковые границы, став наиболее массовым средством общения, обучения, работы и творчества.
Прошло не так уж много времени а интернет и социальные сети сделали всё, что предсказывал турецкий лидер. Интересно, что в чуть более позднее время (начиная с пятидесятых годов) фантастические произведения и рисунки подобную роль отводили уже телевидению.
Войнович предсказал путинскую Россию
В своём романе «Москва, 2042» изданном в далеком 1986 году, Владимир Войнович довольно точно предсказал реалии России двухтысячных.
Это например, слияние коммунистической и имперской идеологии, присовокупление к этому «обновлённой» церкви, которая является государственным органом и фактически не верит в бога.
Это новая холодная война, новый «железный занавес», ещё более сильно отделяющий страну от развитого мира, и всевластие спецслужб.
А ещё это «безбумлит» - прообраз российского интернета, в котором все «несогласные» имеют право самовыражаться и высказывать всё, что их душе угодно.
Установленный в управлении Безбумлита компьютер управлялся сотрудниками спецслужб; вскоре правда оказалось, что никакого компьютера там нет, а диссидентствующие писатели и журналисты просто нажимали на кнопки, не связанные с каким-либо механизмом.
Нынешний Рунет по сути, тоже не связан с возможностью реального участия в общественной жизни, а сомневаться в том, что он контролируется спецслужбами даже не приходится.