Абзацем 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации казенного имущества.
Его положениями установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.
В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Таким образом, указанный порядок на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не распространяется. При реализации имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивают органы, осуществляющие операции по реализации данного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Удержание НДС производится по налоговой ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).
Вместе с тем укажем, что в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Поскольку понятие "субъекты малого и среднего предпринимательства" Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательством.
Таким образом, положения указанного подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ при реализации имущества казны нотариусам, занимающимся частной практикой, не применяются. В связи с этим указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая изложенное, при приобретении указанного имущества покупателем - нотариусом, занимающимся частной практикой, то есть физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации (передаче) данного имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации указанного имущества налогоплательщик дополнительно к цене реализованных товаров обязан предъявить покупателю этих товаров соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 21 декабря 2016 г. N 03-07-14/76518).
Налоговый агент, который покупает государственное (муниципальное) имущество, составляющее государственную казну (казну субъекта РФ, муниципальную казну), но не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ), должен составлять счет-фактуру в порядке, установленном п. п. 5, 5.1, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ). Налоговый агент, который покупает государственное (муниципальное) имущество, должен составить счет-фактуру в день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (п. 16 ст. 167 Налогового кодекса РФ).
При этом выставлять этот счет-фактуру никому не нужно, поскольку налоговый агент сам является покупателем. Но составление счета-фактуры необходимо для того, чтобы по нему можно было принять НДС к вычету.
Счет-фактура заполняется по правилам, которые действуют для плательщиков НДС (п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ), но с учетом следующих особенностей (пп. "в" - "д", "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137):
- в строках 2 и 2а счета-фактуры указываются соответственно полное или сокращенное наименование и место нахождения продавца (арендодателя) согласно данным договора;
- в строке 2б отражаются ИНН и КПП продавца (арендодателя) согласно данным договора;
- в строке 5 - номер и дата платежно-расчетного документа, который подтверждает перечисление оплаты по договору.
В остальном правила заполнения счетов-фактур налоговыми агентами, приобретающими или арендующими государственное (муниципальное) имущество, аналогичны общему порядку оформления счетов-фактур.
При обнаружении ошибок в счете-фактуре налоговый агент вправе их исправить. Для этого ему следует составить новый экземпляр счета-фактуры (абз. 2 п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением N 1137).
Рассмотрим особенности составления счетов-фактур при приобретении государственного (муниципального) имущества.
В Письме ФНС России от 15.04.2014 N СА-4-7/7201 «О применении НДС, если при исполнении госконтракта РФ в лице арбитражного суда области передала в собственность ОАО нежилые здание и помещения» разъяснялось, что при реализации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, данные организации исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость.
В отношении операций по реализации имущества, не закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями и составляющего казну публично-правового образования, на основании пункта 3 статьи 161 Кодекса обязанность по исчислению и уплате НДС возложена на покупателей такого имущества, признаваемых налоговыми агентами.
Данная позиция подтверждена в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10295/12.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав. При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Учитывая изложенное, если при исполнении государственного контракта арбитражный суд области передал ОАО нежилые здание и помещения, которые принадлежали ему на праве оперативного управления, то исчислить и уплатить в бюджет НДС, а также выставить счет-фактуру должен арбитражный суд области. В случае если при исполнении государственного контракта производилась передача недвижимого имущества из государственной казны Российской Федерации, то исчислить и уплатить в бюджет НДС, а также составить счет-фактуру должен налоговый агент - ОАО.
В Письме Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-11/86 «О налогообложении НДС реализации на торгах муниципального имущества, выкупаемого единым лотом, включающим земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение)» разъясняется, что в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) данного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на торгах единым лотом земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в порядке, установленном ст. 158 "Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса" Кодекса.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 158 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов.
В этой связи при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), налоговую базу следует определять отдельно по земельному участку и по зданию (строению, сооружению), расположенному на участке.
При продаже имущественного комплекса в соответствии с п. 3 ст. 158 Кодекса для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
Исходя из порядка расчета поправочного коэффициента, установленного п. 2 ст. 158 Кодекса, при реализации на торгах имущественного комплекса поправочный коэффициент следует рассчитывать как отношение конечной цены реализации комплекса к его балансовой стоимости, включающей балансовую стоимость отдельных видов имущества с учетом амортизации, составляющих комплекс.
Таким образом, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) принимается равной произведению балансовой стоимости самого участка, а также расположенного на нем здания (строения, сооружения) на поправочный коэффициент.
На основании п. 3 ст. 168 Кодекса налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие имущество, составляющее муниципальную казну, обязаны составлять счета-фактуры.
Исходя из порядка составления сводного счета-фактуры, установленного п. 4 ст. 158 Кодекса, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), следует составить сводный счет-фактуру с указанием в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего" счета-фактуры цены, по которой продан комплекс. При этом в сводном счете-фактуре необходимо выделить в самостоятельные позиции земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение).
В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
Поскольку на основании пп. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, по строке, в которой отражаются данные по земельному участку, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявленная покупателю" следует поставить прочерки.
По строкам, в которых отражаются данные по зданию (строению, сооружению), реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявленная покупателю" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 20/120 и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Задать вопрос можно тут
Написать или позвонить можно WhatsApp +79287768843
С уважением к вашему бизнесу,
Подписывайтесь на нас:
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс