ПОДМЕНА СМЫСЛОВ И ПОНЯТИЙ: КУДА ОНА ВЕДЕТ?
Когда-то я посмотрела фильм Клинта Иствуда «Подмена». Там у женщины пропадал сын-школьник.Через несколько лет, его вроде находят. И приводят матери. А она утверждает: это – подмена. Потом выясняется, что её сын помогал бежать детям от насильника и извращенца. Но вернулся в лагерь, чтобы снова помогать, да так и не смог больше оттуда выйти. Фильм страшный, жуткий, оставляющий тягостное впечатление. Там очень четко обозначена проблема подмены. Мальчик был похож на её сына, но матери не нужен похожий, ей нужен родной. Ещё о проблеме подмены или замены я думала после «Книги Иова» из Библии. Бог забирает детей Иова, чтобы испытать его. Когда Иов выдерживает испытание, у него рождаются другие дети… но ведь те, первые, невозвратны. Невозможно заместить ушедших.
Подмена людей в судьбе: сейчас многие легко заменяют жен, мужей, друзей. Подмена внешности: осталось ли что-нибудь от внешности горянки? Подмена основополагающих принципов поведенияю. Все искажается на глазах. Приведем лишь некоторые примеры.
Внутренности жертвенных животных - у дороги
Вторник был выходным днем: Курбан байрам. В субботу мы, журналисты, с активом нальчикского женсовета выезжали в Осетию. Фейсбучная лента уже во вторник и среду пестрела фотографиями безобразия после жертвоприношения: прямо у дороги валялись кучи внутренностей животных… и в субботу эта картина оставалась неизменной. Я вспомнила Египет, где я отдыхала однажды во время поста: зайдешь в любой магазин – все продавцы читают Коран, но около магазинов – мусор. По дороге к пирамидам кучи мусора метровой высоты, в Ниле запрещено купаться, его берега завалены пластиковыми бутылками и разными отходами человеческой деятельности.
Многие нальчане в день Курбан-байрама и после возмущались беспорядком на территории напротив рынка «Дубки», где была организована продажа жертвенных животных, где, по желанию покупателя, могли забить и разделать барана. Результат налицо… Могли ли наши предки так себя вести?
Вот один из комментариев, пишет Фатима Индреева: «Моя бабушка Курман тщательно чистила голову и ноги жертвенного барана, потом варила и засаливала. Внутренности использовались отдельно для сохта, жерме, курдюк тоже засаливали и коптили. Требуха вообще считалась деликатесом. Соседи соревновались, у кого чище и белее получилось (тогда не использовали известь). Шкуру тоже засаливали, потом сушили – из нее делали молитвенный коврик или войлок. Остаток шкуры валяли и шили месс (чечевички) для молитвы. Они получались какие-то сказочные. Кстати, кусочки высушенного курдюка добавлялись в кукурузные чуреки и это был ни с чем несравнимый деликатес. Жаль, что сейчас внутренности выкидывают».
Лакумы в мусорных баках
А во время Уразы мусорные баки по четвергам…пестрели лакумами. Сейчас многие не едят чужие лакумы, предпочитают свои, немало и тех, кто мучное, жареное вообще исключают из еды. В результате четверговые лакумы оказываются в мусорных контейнерах. А ведь раздают их для угощения. И эта история, как и с внутренностями жертвенных животных, повторяется из года в год. Не проще ли договариваться, собирать у всей улицы лакумы и отвозить в интернаты? И лакумы, и конфеты. Интернат для престарелых и инвалидов в Нальчике, психоневрологическая больница, колонии… там много людей и выпечка не пропадет. Или же надо печь только для себя, а раздавать то, что стопроцентно не выкинут, например, хорошие конфеты. Просто в современном виде смысл раздачи лакумов полностью теряется. А просто для вида, для соблюдения внешнего рисунка традиции, когда её суть выхолощена, стоит ли стараться?
Изменить лицо, имя, забыть язык…
Индивидуальность уже не в почете, шаблоны подавай. Все боятся вдруг выпасть из общего ряда. Накачанные губы, нарисованные брови, наращенные ресницы, наботоксованное лицо – это становится стандартом. Если мечты о молодости у дам среднего и пожилого возраста ещё можно понять, то совершенно непонятны перекроенные лица двадцатилетних. Подмена своего лица другим, безусловно, личное дело каждого человека, просто возникает риторический вопрос: не стирается ли таким образом бесконечно многоликая природа?
Человек и его внешний вид, человек и его судьба… конечно, он волен творить и с обликом, и со своей судьбой все, что захочет. Сейчас идут споры, чтобы узаконить эвтаназию. Да и без эвтаназии многие завершают свой жизненный путь, когда сами хотят, прибегая к самоубийству.Но свобода человека зачастую выглядит как бунт против природы. Уже исчезает природная красота, подменяясь искусственной, придуманной. Не только внешность, меняют имена, фамилии. Некоторые из тех, кто связал свою жизнь с военной службой, отрекаются от кавказских фамилий и имен. Мимикрия под обстоятельства, новые веяния, запросы. А запрос один – единственный: никакой индивидуальности. Общий ряд. И в том ряду не очень приветствуется и язык. Стандартизация, глобализация приводят к подмене многих личных характеристик, человека
.
Имитация
Практически во всех учреждениях можно увидеть людей, которые приходят на работу, чтобы…просто сидеть на работе. Имитация работы. Конечно, много настоящих учителей, но есть и имитаторы, чей коэффициент полезного действия стремится к нулю. И дети учатся у репетиторов. Есть и вторая причина: в классе много учеников, учитель не может уделить всем внимание. Но факт остается фактом: за последние годы функции школы в некоторой степени заменяют репетиторы. А в больницах пациенты, услышав доброе слово от врача, потрясенные, звонят в редакцию, просят опубликовать благодарность. Наше слабое возражение «они же выполняют свой профессиональный долг» не слышат и не понимают.
Как было и как есть
Кавказ всегда славился единством кавказцев, дружбой народов. Это было. Сейчас на просторах интернета поражаешься, как много людей заражены ненавистью по национальному и религиозному признаку. А ведь у нас было даже аталычество: доверяли друг другу детей. Куда это все ушло?!.
Открытость друг другу, доброжелательность уступили место отчуждению. Даже дома у нас как крепости: высокие заборы и ворота - непременный атрибут. И, главное, по дому видно: хозяин богат. Видела польские, немецкие, греческие поселения, где сложно догадаться о материальном достатке жильцов, потому что дома строят в едином стиле, выдерживая концепцию села. Полякам и немцам заборы заменяют живые изгороди из кустов, калитки – деревянные. Никаких решеток, полное доверие и открытость миру. Но ведь и у нас главной чертой национальной жизни была общинность, единство, уважение и доверие друг к другу… Увы, теперь заборы, высокие ворота и решетки.
Прежде строили большие дома, чтобы в них жить, свадьбы играть. Теперь пытаются изо всех сил какую-то часть дома вообще не использовать, дабы сохранить в первозданном виде. Часто около большого дома строят времянки и ютятся там. Свадьбы все проводят в ресторанах. А зачем тогда строили дом? Одна пожилая женщина сказала мне во время беседы: «Слава Богу, хоть похороны пока дома проводят. Но, с другой стороны и это плохо: свадьбы вне дома, похороны – дома»…
Но пожалуй, самое страшное, что произошло – это подмена человеческих отношений. Мы уже публиковали материал со специалистами, которые говорили, что самый большой процент судебных процессов – тяжбы между родными братьями и сестрами: делят родительское наследие. После судов они, естественно, перестают общаться. Подмена любви на нелюбовь – самое горестная утрата. Мы легко говорим друг о друге плохие вещи. А ведь наши старшие говорили о людях всегда хорошо. В Верхней Балкарии я слышала как человека называли не его собственным именем, а чьим-то сыном или внуком, если отец или дед были уважаемыми людьми: так старались возвысить даже ничем не примечательную личность. И каждый день свежеприготовленной вкусной едой угощались и соседи! Делились и яблоками, грушами, сливами. Была общинная жизнь!
Сейчас пришло время кардинально других ценностей. Помню слова одного нашего респондента: «На свадьбе вышел в круг вор, богатый человек, но вор. Он танцевал и все ему хлопали. А прежде он и в круг не посмел бы выйти, а если бы и вышел, никто его не поддержал бы». Увы, в наше время важнее чести и достоинства деньги – заработанные или наворованные, особого значения не имеет.
Подменяется все. И эти игры давно проникли и в мир искусства, где зачастую имя автора условно. Кто на самом деле написал произведение – тайна за семью печатями.
Жизнь становится игрой. Каждый день в новостях – очередное громкое дело, люди, которые должны были думать о благе народа, воруют миллионы и миллиарды. Подменили обязанности, заменив общественное благо на личное.
Слишком много подмен. Слишком много игры… а так хочется видеть настоящих сильных людей с кодексом чести, доброты, милосердия, для которых подмены понятий невозможны.
Марзият Байсиева