Найти тему

Врачи - "боги", преподаватели - слуги?

Как часто эти два слова - медицина и образование - стоят рядом. И то, и другое принято относить к "социальной сфере". И кажется многим, что они чуть ли не близнецы-братья. Настолько похожи. И проблемы у них одинаковые.

Но для меня между ними - непреодолимая пропасть.

Врачу позволено и простится все. Преподавателю - ничего. Если первый даже в случае грубой ошибки, как правило, не понесет никакого наказания (практически все судебные медицинские дела пациенты с треском проигрывают), то преподаватель "виновен по умолчанию", стоит только кому-то из учеников или студентов выразить свое неодобрение в его сторону, заявив об этом руководству. Мол, пристрастен. Или не учитывает мнение обучающегося. И все. И пошло-поехало. Обвинения и объяснительные. Нет, обучающийся остался неудовлетворен. И снова обвинения и объяснительные. И так по кругу. Пока обучающийся наконец не получит желаемую оценку. Ту, которую, как он считает, по праву заслужил.

В школах и колледжах "обвинителями" становятся не только обучающиеся, но и их родители. Впрочем, и в университетах порой такое бывает. Ну а если дело дойдет до суда, то уж тут всенепременно выиграет обучающийся.

В медицинском сообществе есть такое понятие - корпоративная солидарность. Ее изначальный, исконный смысл, видимо, заключался в том, чтобы оградить врача от нареканий в ситуациях, когда непоправимое действительно произошло не по вине врача. Такова уж природа медицины. Не все можно держать под контролем и предвидеть заранее. Так, казалось бы, полезная это штука - корпоративная солидарность.

Но в дальнейшем корпоративная солидарность была поставлена "на поток", ею стали пользоваться для того, чтобы выгородить допустившего ошибку врача. По принципу: сегодня мы выгородим тебя, завтра ты - нас. От простого врача до заведующего отделением и главного. Даже фильмы и сериалы на медицинские темы о прошлом и настоящем не обходятся без подобных сюжетов. Так было в медицине древности, так есть ныне, так, видимо, и будет. Всегда виноваты факторы внешней среды, непредвиденные обстоятельства, сам пациент в конце концов. Даже если этому пациенту удалили не левую почку, как следовало бы, а правую.

Врач чувствует себя "богом". И не только потому что жизни спасает (если спасает) или зачастую решает судьбу человека (трудиться, например, тому на определенной работе или нет). А потому что обладает главным могуществом "бога" - отсутствием ответственности. И никто не посмеет напомнить ему о том, что он "оказывает медицинские услуги".

В образовании - презумпция виновности. И никакой корпоративной солидарности. Директор школы, декан обязательно займут обвинительную позицию. Коллеги посмотрят косо и с презрением, даже с некоторым отвращением что ли. Мол, работать не умеешь. Кто на самом деле "прав", кто "виноват" - да какая разница! И будут преподавателя бичевать, пока он не уволится.

Если врач - "бог", горделиво вышагивающий в белом халате, то преподаватель - ссутулившийся слуга, неуверенной походкой бредущий на занятие в криво сидящем костюме. Причем слуга многих господ. Обучающихся, их родителей, своего руководства, государства. Он всего лишь "оказывает образовательные услуги". С чем давно согласился. И неважно, школьный учитель он или университетский профессор.

Другие истории читайте, листая страницы моего "Дневника туповатой кандидатки".