Люди, живущие в холодных регионах, прекрасно знают, что любые батареи не слишком-то любят низкие температуры – от автомобильного аккумулятора до телефонного.
Но не стоит думать, что виноваты производители или устаревшие технологии. Как и любой другой физический объект, батарея также подчиняется законам химии, которые и вызывают столь негативную реакцию на холод. Для начала нужно понять, что батарея не представляет из себя резервуар, наполненный отрицательными электронами, несмотря на то, что именно отрицательные электроны поступают от самой батареи в заряжаемое ею устройство.
Эти электроны получаются из атомов или молекул с нейтральным зарядом в результате химической реакции внутри самой батареи. Затем электроны проходят по проводнику и попадают в батарею с другой стороны, где находятся молекулы с положительным зарядом.
Химические элементы могут отличаться в различных типах батарей, но во всех них происходит именно этот процесс, создающий напряжение и питающий устройство.
Также необходимо помнить, что для химических процессов важна температура, так как на молекулярном уровне движение вызывается именно необходимым уровнем тепла. Чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы, сталкиваясь друг с другом и увеличивая вероятность химической реакции. Именно поэтому при низких температурах реакции в батареях замедляются, но и здесь многое зависит от компонентов, из которых батарея сделана.
Например, обычные щелочные батарейки содержат в себе смесь воды и гидроксида калия, которая может замёрзнуть при очень низких температурах, но начинает терять свою эффективность задолго до этого. Литий-ионные батареи, использующиеся практически во всех мобильных телефонах, лучше переносят холод, но и они не совершенны в этом плане.
Владельцы гаджетов жалуются, что заряд батареи падает до нуля, как только они выходят на улицу в снежную погоду, хотя дома батарея показывала высокий заряд. Это и есть то самое замедление химических реакций – батарея не может выделять необходимое количество электронов, и телефон решает, что она разрядилась, хотя теоретически в ней всё ещё остаётся достаточное количество заряда.
Для того, чтобы устройство пришло в себя, достаточно просто согреть его. Такая нестабильность также является одной из причин, по которым электрокары не слишком распространены в странах с холодным климатом.
Но и обычные автомобили со свинцово-кислотными батареями не застрахованы от проблем – такие аккумуляторы тоже не любят низкие температуры, а любой автолюбитель знает, что завести двигатель с замёрзшим маслом практически невозможно.
Поэтому если ваш телефон слишком быстро разряжается на морозе, не спешите менять батарею или сам гаджет – возможно, ему просто нужно немного вашего тепла.