Доброго дня и солнечной недели вам, дорогие мои читатели! Представляю вашему вниманию следующую часть из цикла рассказов о нашей первой совместной поездке в Россию с мужем-турком.
Предыдущую статью из этого цикла можно прочитать здесь -
ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ С МУЖЕМ-ТУРКОМ. Что его удивило больше всего.
Первые дни после прибытия (да и не только первые, чего уж) были посвящены, конечно же, встречам и посиделкам с родными и друзьями. Перво наперво мы закатили грандиозный “приветственный” банкет, где Нихат познакомился с таким уникальным понятием как “русское застолье”. Это когда нужно долго, много и вкусно есть, но не просто так. А потому, что нужно еще и пить, а хороший стол как раз-таки и позволяет продлить это удовольствие и сделать его максимально приятным. Разбавляется сие действо тостами, интересной беседой, песнями, танцами и священным перекуром.
Нет, турки тоже тусануть не дураки. И в еде знают толк, и в душевных песнях, и в больших компаниях, а особенно - в зажигательных танцах. Даже с алкоголем нередко находятся в близких отношениях. Но не в таких, как “надо”. Всё у них “не по-нашему”. Душевности не хватает, что ли. А главное - размаха. Когда цыган с медведями звать, ненавистным соседям морды бить или в четыре утра искать круглосуточный магазин. Да и не приспособлено традиционное турецкое застолье для длительных возлияний.
У них же как. Либо это классический “рыбный” корпоратив или междусобойчик с ракы (анисовая водка). На столе морепродукты, рыба на гриле, холодные закуски "мезе", хлеб и зеленый салат. Либо домашняя пивная вечеринка с чипсами и орешками (амброзию в виде сушеной или копченой рыбки, сухариков или копченого сыра косичкой знают и ценят лишь единицы). Либо не менее традиционный “мангал” (шашлыки по-нашему), под который редкие эстеты тоже могут накатить пива или красного винишка. Еще есть вариант с семейным или дружеским ужином, где будет много традиционной еды, потом десерт, чай или кофе. И чаще всего никакого алкоголя. Только милые улыбки и светская беседа с оттопыренным пальчиком. В зависимости от обстановки, места жительства и конкретной компании возможны вариации, но в основном - так.
Нихат (муж) был предупрежден и вооружен, поэтому, дабы не ударить в грязь лицом и не быть белой вороной, привез с собой чекушку ракы - привычный вкус родного отечества.
Тут надо снова сделать лирическое отступление и сказать, что на момент знакомства со мной Нихат практически не пил. Не из-за каких-то религиозных убеждений, а потому что ему было невкусно, да и эффект доставлял душевный и физический дискомфорт. Под моим чутким руководством за эти годы он расширил свои алкогольные горизонты и даже начал получать удовольствие, хоть и недолгое. Бутылки пива или коктейля ему по-прежнему бывает достаточно, чтобы пойти в кроватку и полночи ловить там вертолеты. Такой организм.
А тогда он вооружился единственным относительно любимым оружием - ракы, и благодаря фирменным салатам и горячему продержался довольно долго - почти до середины вечера. Тем не менее, он покинул наши ряды самым первым, а наутро сильно страдал, недоумевая, как русские могут столько пить и столько есть, а утром не то, что не умереть в муках, а еще и при случае на работу пойти. Я заметила, что наибольшим авторитетом у нас пользуются те, кто под конец веселья умудряется заполировать все тортиком с чаем. В этом и секрет. Нихат странно на меня посмотрел. Очевидно, проникся к нашему народу еще большим уважением.
Уважение усилилось, когда через пару дней температура за окном упала до -15. Мы рано утром вышли на улицу и первые пару минут он с расширенными от удивления глазами пытался привыкнуть дышать. До сих пор иногда вспоминает это первое впечатление от мороза.
Направлялись мы в миграционную службу, чтобы поставить его на учет по месту пребывания. Тогда, почти 10 лет назад, там еще был полнейший бардак и нужно было приходить чуть ли не на рассвете, чтобы занять очередь, а потом долго ждать в тамбуре и крошечном “предбаннике” в окружении сотни гастарбайтеров. Помню, что мы сильно замерзли и в толпе нам отдавили все ноги, но к счастью, нужные документы были у меня на руках и само оформление прошло без проблем.
А вот с моими документами пришлось побегать. Мне нужно было легализовать брак, а также поменять российский паспорт и все документы на новую фамилию. К этому моменту я проштудировала все форумы и законы, поэтому в паспортный стол по месту жительства я шла во всеоружии с полным пакетом документов, их копиями, переводами, апостилями, распечатанными и заполненными заявлениями, и даже свободный файлик у меня был.
Но на беду, на месте сидела “фитюлька”. Фитюльками я называю молоденьких сотрудниц присутственных мест, которые зачастую слабо представляют, в чем состоят их непосредственные обязанности и чем они вообще должны заниматься. Про правовую базу и знание законов и говорить не стоит. Шаг в сторону от привычного им простейшего алгоритма - и вот они уже смотрят на тебя широко открытыми, чистыми глазами трехлетнего ребенка, хлопая нарощенными ресницами.
Фитюлька категорически отказалась принимать у меня документы, долго ходила по соседним кабинетам - за советом к более матерым паспортисткам. В конце концов, отправила меня получать “разрешение на оформление” к самому главному начальнику в самое главное отделение. Отправившись на другой конец города, мы выяснили, что начальник этот (точнее, начальница) принимал по российской традиции - по четвергам с 13:00 до 13:30.
В ближайший четверг мы каким-то чудом, отстояв огромную очередь, умудрились буквально в последнюю минуту попасть в заветный кабинет. Глянув на документы и спросив про цель визита, начальница черкнула закорючку на заявлении и пробурчав “И зачем посылают, все же в порядке”, отправила нас обратно к “фитюльке”...
На этих непонятных телодвижениях мы потеряли больше восьми дней, но документы сдали. В ожидании нового паспорта у нас было две свободные недели. Помимо походов в гости и встреч с друзьями, мы много гуляли по Магнитогорску, особенно по Ленинскому району - там красивая старая архитектура, поэтому иностранцев принято прогуливать именно там. К этому времени окончательно выпал снег, укутав улицы и здания хрустящим белоснежным покрывалом. Красота!
На выходных друзья вывезли нас в Абзаково, в соседнюю Башкирию. Там мы сняли небольшой коттедж с камином. Днем мы ездили гулять на природу, где Нихат увидел наконец настоящий снег - пушистый, по колено и выше. Снегом турок особо не удивишь, но в таком объеме и в качестве постоянной зимней величины - вполне! Во время прогулки по лесу мы дурачились как дети, играли в снежки и на каждом шагу делали снежных ангелов. А вечером отогревались у камина и пели песни под гитару…
В Россию пришла зима. К концу ноября и своего 30-дневного пребывания Нихат привык и к городу, и к холоду, к маршруткам, дорогам, учреждениям и вечным очередям. Подтянул русский, уверенно обращаясь с просьбой передать за проезд или бодро спрашивая ”Кто последний?”. Перед отъездом говорил, что настолько освоился, что ему даже жаль уезжать так скоро и хотелось бы задержаться подольше. Кто же знал, что эти слова окажутся пророческими…
Но об этом - в следующей части:
ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ С МУЖЕМ-ТУРКОМ. Непредвиденное происшествие