Непослушность детей – это проблема не детей, это проблема родителей, которые не готовы терпеть неудобства. Ведь если ребенок непослушный, нужно тратить в разы больше ресурсов на уговоры, а сколько ещё на разбор последствий непослушания.
Как же хочется видеть своих детей послушными. Ведь это порой просто невыносимо снимать "верхолазов" с края комода, останавливать за секунду до встречи с током, ловить непосед на детской площадке, смотреть на летающую еду на кухне, оттирать шедевры юных микеланджело со стен и мебели, вечером вновь и вновь возвращать неугомонное чадо в кроватку...
Все взрослые желают: "Слушайся маму и папу", а взрослым желают послушных детей.
Но абсолютное послушание ребенка – это не решение всех педагогических проблем. Скорее наоборот, возникает вопрос, что с ребенком не так? Потому что здоровый ребенок просто по природе своей на может быть всегда послушным. В детской сущности заложена тяга к эксперименту, проверке границ, познанию всего непознанного.
У маленького человека просто обязательно должна быть возможность что-то делать, потому что так он решил сам. Да, даже трех-четырех-пятилетние крохи имеют право принимать решения.
Ведь именно сейчас закладывается то, каким малыш станет Взрослым, когда вырастет. Будет ли он уверен в себе или постоянно будет колебаться? Пронесёт ли через детство во взрослую жизнь жажду познавать и творить или растеряет всю инициативность? Будет ли он на столько ценить себя, что сможет свободно заявлять миру о своей значимости?
Вы только представьте, на сколько глобальная установка на жизнь закладывается в детстве.
Однако, конечно же, границы дозволенного всё-таки должны быть. Это как минимум необходимо для безопасности малыша. Ещё границы дают ребенку ощущение защиты и стабильности, потому что психика ребенка не готова к "свободному плаванию" без единого запрета. Здоровые родительские границы - это гарант того, что у ребенка есть свой надёжный взрослый, который защитит, поможет, направит. Главное, найти баланс "можно" и "нельзя" в жизни малыша.
Как найти золотую середину между вседозволенностью и гиперконтролем?
- В первую очередь обратите внимание, что запрещается ребенку. В совсем раннем возрасте - это должно быть исключительно то, что представляет опасность для крохи.
- Далее добавляются запреты о не причинении вреда окружающим.
- При запрете важно объяснять, почему нельзя. А ещё показать, как же тогда можно.
Например, ребенок дерётся из желания привлечь к себе внимания. Мы должны остановить, сказать, что так делать нельзя и показать, как же можно:
-Стоп, бить Лизу нельзя, возьми её за ручку.
- Чаще давайте ребенку возможность выбирать. Если вы постоянно будете предлагать малышу выбрать при незначимых вопросах, то в важных вещах не будет сильно проявляться негативизм.
- Ты какую майку наденешь: красную или синюю?
- Ты какую кашу будешь: овсянку или рис?
- Ты будешь рисовать или лепить?
- Тебе в какую кружечку налить водичку: с мишкой или котиком?
Но! мы не предлагаем ребенку спать или не спать, если пришло время сна. Зато можем предложить выбрать пижаму и игрушку для сна.
Так же как и не предложим выбор идти или не идти, если вам срочно необходимо по делам. Но можем предложить, чем будете заниматься потом.
Да, пожалуй, это не так просто и требует моря терпения, но со временем труды оправдаются своим результатом.