Начиная с 70 года в СССР построили 5 авианесущих крейсеров и еще 2 так и не были достроены. В настоящее время у России остался только один - "Адмирал Кузнецов", а о судьбе остальных шести кораблей я недавно рассказывал (ссылку оставлю в конце статьи).
Начнем, пожалуй, с различий между авианесущими крейсерами и авианосцами.
Во-первых, у авианесущего крейсера имеется собственное вооружение. Авианосец, по большому счету - это просто плавучий аэродром, в лучшем случае, обладающий системами ПВО. Советские же корабли, кроме этого имели на борту ПУ для противокорабельных ракет и реактивные бомбометы.
Во-вторых, авианесущие крейсера меньше. Водоизмещение советских кораблей в 2 - 2,5 раза уступало американским авианосцам класса "Нимиц": 40-60 тысяч тонн против 100. Авиагруппа также в два раза меньше: 34 против 66.
По сути, на этом все. Если в двух словах: авианесущий крейсер почти в 2 раза меньше классического авианосца и, кроме авиагруппы располагает собственным оружием, что позволяет ему действовать как самостоятельной боевой единице.
Но почему в СССР отдали предпочтение именно таким кораблям, а не полноценным авианосцам?
Тут есть две причины.
Классический авианосец нуждается в сопровождении. По сути, без кораблей поддержки он практически беззащитен. Строительство авианосцев потребовало бы от СССР полной реструктуризации флота для формирования авианосных групп, как в США:
Но главная причина была в другом. Единственная в Союзе верфь, где могли быть построены корабли такого размера - Черноморский судостроительный завод, как понятно из названия, находилась на побережье Черного моря.
Покинуть акваторию Черного моря корабли могли лишь через Босфор и Дарданеллы. Но в 1936 году была заключена конвенция Монтрё, регламентирующая правила прохода военных кораблей через эти проливы и авианосцам проход через них был запрещен.
В документе эти корабли определялись следующим образом:
Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев.
Это объясняет и необходимость оснастить корабли ракетным вооружением и уменьшенные, по сравнению с классическими авианосцами размеры - авиационная группа не должна быть основной силой корабля.
Материал о судьбе 6 советских авианесущих крейсеров.
Подпишитесь, пожалуйста, на канал и поставьте ваш большой палец вверх, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!