Одна из самых давних тем школьного образования - тема школьных парт и столов, где ученики сидят большую часть своего учебного времени. Долгое время учебные классы оснащались привычными столами. Но вот недавно возникли школы-интернаты - учреждения с растянутым учебным днем, где понадобилось проводить занятия труда, и парты стали неподходящими . На подмену партам, пришли столы и стулья. Описанная мебель гораздо комфортнее, её, по мере надобности, нетрудно передвинуть, либо убрать. Стулья и столы разрешено использовать для школьных занятий.
Отдельные педагоги полагают, что столы, а так же табуретки, не так удобны для уроков, чем парты. Где же нашли учителя отсутствие недостатков привычной парты? Главное преимущество парты в том, что сиденье парты закреплено, расположено строго фиксировано, а стул можно двигать по желанию, приближая дистанцию между столом, а так же стулом. Как показывает практика, это не часто сходится с гигиеническими требованиями.
Самой идеальной должна быть «отрицательная» дистанция, когда совсем чуть - чуть, на несколько сантиметров, засунут под стол. Именно так придерживается правильная рабочая спинка стула, служащая ещё одной опорой . Чуть - чуть хуже «нулевая» дистанция, когда кромка стола, а так же основной край стула, находятся на единой вертикали. При этом ученик наклоняется вперед, расстояние между верхней частью ноги, а так же гранью спинного хребта. Уменьшается поза, удерживается за счет усиленной работы мышц спины. При «нулевой» дистанции происходит некоторое сжатие важных сосудов, нарушается кровообращение и легочная вентиляция. Страшнее всего, если стул отодвинут от стола на большое расстояние - это такая «положительная» дистанция. Все дефекты «нулевой» дистанции в этом случае приумножаются : торс еще интенсивнее наклоняется вперед, происходит боковое искривление позвоночника.
Из-за того, что у крошечных учеников еще нет понятий верной позы, младшие классы практически всегда оборудуются партами.
Проведя длительный эксперимент, доценты сумели предоставить ответ на вопрос: "какая обстановка необходимее - изученные парты или столы?".
В опыте, который продолжался три года, участвовало около полусотни школьников московских учебных заведений . В одной школе - классы были обставлены партами, в другой - столами. Проверяемые дети 1-4 классов находились таким образом, чтобы у них были равные условия обучения, и в учебном заведении, и дома.
Врачебные обследования, а детей тщательно проверяли каждые полгода, подтвердили доселе предполагаемый печальный факт: распространенность нарушений в осанке учеников повышается с первого года обучения к четвертому. Но вот центральный результат . Данные аномалии не зависят от типа школьной мебели. К четвертому году занятий у детей частично портится зрение, близорукость возникает у огромного количества детей . Всё-таки изменения в зрении ни коем образом не зависят от образца мебели, они равны в двух школах, где проходили исследования . Выходит, что в младших классах, независимо от мебели которой они оснащены, нужно очень внимательно наблюдать за положением школьников .