Поражен двумя торпедами с итальянских торпедных катеров на рассвете 10 июня 1918 года. Погибли 89 человек кочегаров и членов машинной команды. Печальная история, ставшая находкой для кинематографистов и авторов множества документальных фильмов всех последующих времен.
26 ноября 1980 года три военных вертолёта Ка-27 на заводском вертодроме в Кумертау (Башкирская АССР) были подготовлены к вылету для их перегона в Североморск к месту постоянного базирования. Новенькие и тогда еще секретные машины должны были добраться до конечного пункта своим ходом. Первой перевалочной посадочной точкой (через примерно 550 километров) должен был стать площадка Казанского вертолётного завода.
По малопонятной причине, называемой в просторечии разгильдяйством, заправлявшие вертолёты топливом техники заполнили баки только головного вертолёта группы. Два других вертолёта дозаправлены не были, в их баках оставались только остатки горючего после проведённых накануне заводских испытаний двигателей. Пилоты вертолётов при предполётной подготовке почему-то не потрудились убедится в достаточности топлива. Следуя заданным маршрутом в районе Аэропорта «Казань-2» (юго-восточнее Казани) в ведомом Ка-27 под управлением майора Ольховика сработал датчик аварийного остатка топлива. Ольховик незамедлительно сообщил об этом своему ведущему — командиру группы. Последний не стал настаивать на аварийной посадке в Аэропорте «Казань-2» (до вертодрома назначения остаётся чуть менее 20 км).
Тем не менее майор Ольховик с разрешения командира группы запросил экстренную посадку в аэропорту «Казань-2». Но получил отказ. Группа влетела в воздушное пространство над Казанью. На высоте 200 метров над территорией Московского района города Казани (скорость 180 км/ч) вертолёт Ольховика, не дотянув всего 4 км до вертодрома, заглох. Оба двигателя остановились из-за выработки остатков топлива.
В условиях жесткого цейтнота майор Ольховик всё же выбрал самое удачное место для падения своего вертолёта - это оказалось пересечение улиц Восстания и Декабристов города Казани ("площадь Восстания"). Вертолёт на большой скорости врезался в асфальтовое покрытие площади, порвал корпусом и лопастями контактные кабели и провода электрических сетей и местной телефонной станции.
Аппарат закрутился, запутался в кабелях, опрокинулся на левый борт, попутно зацепив лопастью стоявший на светофоре трамвай. Зрелище для случайных прохожих оказалось эффектным. Второй ведомый вертолёт под управлением майора Малинко в условиях такой же нехватки топлива, приземлился на газоне стадиона «Тасма» (это примерно полтора километра севернее от места падения вертолёта Ольховика).
Командирский вертолёт успешно дотянул до заводского вертодрома и на земле сразу же заглох из-за выработки горючего.
В течение нескольких часов аварийные службы устранили все последствия авиационного происшествия, восстановили электрические и телефонные коммуникации, контактные кабели горэлектротранспорта и восстановили покореженный асфальт.
Поврежденный трамвай был отбуксирован в ближайшее депо. Сам вертолёт был спешно частично разобран и перевезен на Казанский вертолётный завод. Происшествие жертв за собой не повлекло: пилот вертолета уцелел, а трамвай был пустой и двигался в трамвайное депо (тоже в направлении все того же рокового Вертолетного завода).
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.