Чтобы представить, как функционирует бизнес или компания, не обязательно писать огромные талмуты бизнес-планов. Есть метод проще и современнее, помогающий представить бизнес любой компании на одной странице — Lean Model Canvas. Эта модель больше подходит для стартапов, но и для крупных компаний она также будет полезна, чтобы понять, все ли сотрудники понимают, как функционирует компания, а также для разработки эффективной и понятной стратегии дальнейших действий на рынке.
Раньше люди любили писать большие бизнес-планы. Но часто такие огромные описания пишутся месяцами и выбрасываются в мусорку, их никто не читает, потому что они через три месяца становятся неактуальными.
Но как создать работающую стратегию, если вы не видите, как работает ваш бизнес или компания в целом? Ответ: очень сложно. Поэтому аналитик Остервальдер придумал другой подход к созданию продукта — быстрый, простой и наглядный. Он собрал на одном листе описание всего продукта Lean Model Canvas.
Стратегу-маркетологу полезно составить Lean Model Canvas, чтобы строить стратегию продвижения продукта, исходя из глобального видения компании. С помощью Lean Model Canvas легко организовывать мозговые штурмы, советоваться с командой и другими департаментами, куда развиваться дальше.
Lean Model Canvas - это видение компании в целом и начальная точка для дальнейшего обсуждения стратегии развития компании. Чтобы что-то начать развивать, нужно сначала понять, с чем мы имеем дело, определиться, все ли участники видят бизнес компании одинаково.
Данная модель представляет собой таблицу, где отображены все стороны вашего бизнеса/ продукта.
Давайте подробнее рассмотрим ключевые элемента бизнеса в этой модели.
Проблемы клиентов
Здесь описываем, какие боли своих клиентов мы решаем.
Альтернативы
Как сейчас решаются аналогичные проблемы клиентов? Записывайте все альтернативы, даже не самые близкие. В том числе отсутствие какого-то действия.
Ваше решение
Как вы собираетесь решать проблемы клиентов? Каким будет продукт и его ключевые фичи (функции). Представьте идеальное решение из “прекрасного будущего”.
Нечестные преимущества
Любое преимущество, которое кардинально отличает вас от существующих альтернатив. Это те преимущества, которых нет у конкурентов. Нужны конкретные фичи, которые делают ваш продукт уникальным для пользователя.
Клиенты
Перечислите сегменты клиентов, которым вы продаете продукт или услугу.
Первые клиенты
Кто будет пользоваться вашим продуктом в самом начале?
Метрики
Все ключевые метрики вашего продукта. Конверсии, посетители, продажи, повторные заходы и так далее.
УТП (Уникальное торговое предложение)
Как звучит ваше уникальное торговое предложение? Здесь описываем важные фичи (функции) продукта.
Каналы
Через какие каналы будете доставлять до пользователя ваш продукт?
Расходы
Куда и сколько вы потратите? Не забудьте налоги, аренду офиса, зарплату сотрудникам.
Доходы
За что будут платить ваши клиенты? Опишите все способы монетизации.
Lean Model Canvas дает представление о самых важных составляющих любого бизнеса. Ее легко можно реализовать на одном excel-листе, на флипчарте или на доске. Делим область на квадраты и прямоугольники, подписываем маркером элементы бизнеса. Добавляем ключевые тезисы в область с помощью стикеров: 1 стикер - 1 проблема клиента, 1 стикер - 1 доход.
Когда вы заполните Lean Model Canvas, вы сможете одним взглядом понять, кто ваши клиенты, зачем они покупают ваш продукт, какие ваши преимущества. При таком подходе легко понять, в каком направлении нужно развиваться, легко увидеть новые возможности. Хорошо перед Lean Model Canvas проводить мозговые штурмы с командой. В ходе таких встреч рождаются много инсайтов для улучшения бизнеса.
Когда вы опишите с помощью Lean Model Canvas свой продукт или компанию, в которой вы работаете, вам будет проще увидеть новые возможности, легче продумывать рекламные и PR-кампании, внедрять новые проекты. Ведь у вас сложится картинка, как работает продукт/ компания, и сразу появятся несколько классных идей, как улучшить бизнес.