Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты ( в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)
Жизнь моя прошла (но ещё не закончилась) в крупном промышленном городе на слиянии двух великих рек Оки и Волги.
Мой брат, 1943 года рождения, заканчивал школу «десятилетку» в составе единственного класса в 20 человек – дети войны.
Но послевоенных детей было много: вернулись мужчины с победой домой, да и abrasio были запрещены. Заканчивала школу, ту же, что и брат, но в составе пяти классов по 40 человек в каждом, да ещё сколько одноклассников за школьные годы ушло в училища, техникумы.
Несмотря на скромные заработки наших отцов, многие мамы не работали: не хватало детских садов, да считалось, что замужняя женщина должна заниматься семьёй. В нашей семье было трое детей, и я благодарна матери и отцу, что в детстве мы были ухожены, воспитаны, обласканы.
У моей подружки родители работали и приглядывала за ней и братом соседка, тётя Оля, ей дозволялось всё: даже этих детей шлёпать, а меня она злобно критиковала, т.к. я часто гуляла со своими старшими братьями, называя меня «мальчишницей» . Маме я не жаловалась, но тётю Олю боялась.
Едва осознав себя, мы уже в 3-4 года самостоятельно гуляли около дома, а постарше не всегда взрослые знали, где нас найти.
Рядом протекала мелкая речка Чёрная с коричневатой водой, т.к исток свой брала от торфяников. В ней то мы и купались до озноба, зуб на зуб не попадал и тогда выбирались на берег, на мокрое тело натягивали одежду: никаких полотенец, сменных трусов с собой не брали.
Ели морковку обтёртую о штаны, на берегу речушки собирали травяные «лепёшечки», «кукушкины слёзки», дикий лук, щавель и лакомись этим. И не страдали диареей.
Именно летом казалось, что день короток, только вышла, а уж домой загоняют!
В играх лазили по заборам, деревьям, девочки рвали платья, а однажды я повисла на заборе, порвав платье до ворота. Подружка постарше зашила его, мама обнаружила только это при стирке и глажке.
Весной пускали кораблики по ручьям. Вдоль улицы была прорыта канава для сбора вешних вод и в ней плавал чёрный деревянный телеграфный столб, на нём мы катались балансируя и купалась я в канаве не один раз. Дома относились к этому снисходительно.
Зимой с горок катались на санках, лыжах, картонках, на пальто, на портфелях. Гуляли в любой мороз тепло одетые, каждая девочка была обязательно одета в фланелевые шаровары на валенки, чтобы не начерпать в них снега. Гуляли до тех пор, пока не замёрзнут руки и ноги, тогда бежали домой. Больно «отходили» пальчики, но помалкивала, опасаясь, что «гулять больше не пустят».
В зимние каникулы ёлка дома, у друзей, у родственников, в школе, у папы на работе. Мне больше нравились домашние ёлки.
Дома было много книг Жюль Верна, Майн Рида, Сервантеса, Гайдара , книги о ВОВ и, конечно, сказки. Зимними вечерами нам мама читала в слух, мы очень любили слушать. Большинство детей много читали. Когда были уже телевизоры, внуки обожали слушать чтение бабушки. Забавно было видеть, как она читала внуку книгу «Увлекательная рыбалка», а он подкладывал ей за спину подушку, чтобы спина не уставала. Школа нас вывозила в театры: оперный, ТЮЗ, кукольный.
Болели редко, обычно зимой бурно с высокой температурой, но коротко, с простеньким диагнозом и простеньким лечением.
Прививки делались беспрекословно от натуральной оспы, кори, детского полиомиелита, бешенства, столбняка и особый поклон БЦЖ (есть мнение, что именно она способствует относительной стойкости населения бывшего соц.лагеря к COVID-19)
Из наших выпускных пяти классов не было детей хроников — мы жили с песнями: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» (советская детская хоровая песенка) и лозунгами "Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья"
#хакнем_посты (👈 рубрика для размещения постов подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег)
Автор: Рожкова Валентина Николаевна, 73 года, Нижний Новгород, врач