- Сингапур получил высокую оценку как одна из стран, которые быстро и эффективно отреагировали на пандемию КОВИД-19. Ему удалось удерживать ежедневное число случаев заболевания ниже 50 в течение двух месяцев после первого случая 23 января. Но последующие резкие скачки - хотя все еще низкие по сравнению с мировым уровнем - показывают, как долго и ухабисто будет идти путь к восстановлению после коронавируса.
Сингапур имел все возможности для борьбы с коронавирусом. Маленькое островное государство пострадало от пандемии атипичной пневмонии в 2002-03 годах, а затем от свиного гриппа в 2009 году. В результате правительственные учреждения установили прочные рабочие отношения с учеными и экспертами в области общественного здравоохранения. Оно укрепило свой потенциал в области здравоохранения и разработало планы на будущие вспышки.
Таким образом, его реакция на пандемию КОВИД-19 была быстрой. Сингапур быстро ввел ограничения на поездки, провел скрининг прибытия и ввел режим тестового карантина с контролем температуры в школах и на рабочих местах. 40% инфекций были выявлены путем отслеживания контакта, в то время как человек все еще находился в бессимптомном состоянии - уровень эффективности, необходимый каждой стране, когда она предполагает прекратить блокировку.
- Постепенно вводятся меры по социальному дистанцированию, позволяющие предприятиям и людям планировать ограничения. Этому противостоит подход "большого взрыва" в Индии, где блокировка была введена с уведомлением за четыре часа, а также головокружительно противоречивые сообщения до введения блокировки в США и Великобритании.
Сингапур известен своим эффективным, технократическим, не коррумпированным правительством, которое принимает долгосрочную перспективу политики. В экономическом плане Сингапур имеет бюджетный профицит в хорошие времена. Это дает ему достаточное бюджетное пространство для того, чтобы справиться с массовыми экономическими потрясениями. Нынешний план стимулирования экономики превышает 50 млрд. сингапурских долларов (15% ВВП), впервые после глобального финансового кризиса 2008-09 годов за счет национальных резервов.
- Это позволило ему финансировать тестирование, лечение и помощь тем, кто находится в карантине. Чтобы не допустить увольнения сотрудников, что затруднит восстановление, компания выплачивает часть заработной платы работникам.
Марафон, а не спринт.
После почти двухмесячного сокращения числа дел до приемлемого уровня 7 апреля в Сингапуре была введена блокировка, в результате чего школы и большинство рабочих мест были закрыты, чтобы замедлить распространение коронавируса.
Два потрясения привели к блокировке. По мере того, как страны быстро начали закрывать границы, сингапурцы и постоянные жители вернулись домой, непреднамеренно заразившись вирусом - особенно из США и Великобритании, двух стран, которые очень медленно реагировали на него.
Далее, еще большее распространение за последние две недели наблюдалось в общежитиях, где трудовые мигранты живут в тесно переполненных помещениях. Случаи заболевания в этих общежитиях продолжают расти, несмотря на то, что правительство проводит обширные испытания, вводит карантинные процедуры и строит новые жилые помещения для безвирусных больных и кровати для инфицированных. По состоянию на 22 апреля из 10 141 случая заболевания 8 094 человека проживали в общежитиях, при этом на одно общежитие приходилось 22% всех случаев заболевания в стране.
Во многих странах число случаев заболевания и смертей после двух-трех недель изоляции сглаживается. Люди с осторожным оптимизмом смотрят на то, что пандемия побеждена и что жизнь, рынки, все вернется на круги своя. Но это может быть лишь видимостью нормальности, и Сингапур представляет собой поучительную историю.
- Как и грипп 1918 года, можно ожидать волн инфекции и циклов заточения и деконфинизации. Крайне важно, чтобы ограничения снимались осторожно, когда экономика вновь откроется, а политические лидеры будут ожидать, что блокировки могут быть вновь введены. В то же время нам нужны воинственные усилия по развитию здравоохранения и, особенно, испытательного потенциала.
Опасности и обещания глобализации
Если мы хотим вернуться в мир перемещений через границы, то это потребует от всех стран контроля над пандемией. Маловероятно, что это произойдет из-за огромных различий в потенциале здравоохранения и институциональных возможностях во всем мире.
Чтобы свести к минимуму риск вторичных волн инфекции, границы должны быть открыты последовательно и для стран, где мы можем быть достаточно уверенными в том, что распространение успешно сдерживается. Это, в свою очередь, подразумевает, что быстрое возвращение в прежний мир глобализированных путешествий является отдаленной перспективой.
Вместо этого мы можем увидеть расколотый мир с путешествиями только среди подмножества стран, которые имеют достаточный медицинский потенциал и могут эффективно проводить тестово-карантинные процедуры. Это, скорее всего, страны с развитой экономикой и страны с компетентными лидерами и хорошими институтами. Страны, в которых бушует инфекция, будут избегаться. Глобальное сотрудничество, о котором мы сегодня видим мало признаков, - это единственный путь обратно в глобализированный мир.
Опасности неравенства
Сингапур - богатая страна. Но чтобы сохранить страну блестящей и работающей, армия рабочих из бедных азиатских стран проводит необходимые ремонтные, строительные и бытовые работы. Многие из этих рабочих живут в переполненных общежитиях и тесных помещениях, в общих комнатах и ванных комнатах. Правительство следило за их зарплатой, чтобы они получали ее вовремя, но пыталось сдержать распространение вируса. Жизнь с высокой плотностью означала, что они всегда подвергались риску стать "горячими точками" вируса.
Общежитие для иностранных рабочих в Сингапуре. ЭПА/Уоллес Вун
Теперь подумайте о трущобах в развивающихся странах, где плотность населения еще выше, санитарные условия хуже, а возможности здравоохранения в целом недостаточны. Этим странам будет трудно остановить распространение КОВИД-19. Для многих людей, от городских трущоб в Маниле и Мумбаи до фавел в Рио-де-Жанейро, социальное дистанцирование является недостижимой привилегией. Является ли стадовой иммунитет единственным вариантом для таких мест? Как выживет социально-экономическая структура этих стран, если бедные умирают в огромных количествах, а богатые солдаты жалуются на отсутствие предпочтительных запасов продовольствия?
Бедные во многих из этих стран, которые обычно предоставляют рабочую силу и услуги для поддержания функционирования городов, временно мигрируют обратно в сельскую местность. Когда страны вновь откроются - и, возможно, снова закроются - потребуется обратная миграция. Достаточно ли будет экономических стимулов для того, чтобы заставить экономических мигрантов постоянно совершать такие переезды, или директивным органам придется также беспокоиться о сглаживании кривых миграции? В то же время многие работники, занятые на рабочих местах, позволяют остальным укрыться на месте, рискуя при этом заразиться. Как долго это может продолжаться?
В отличие от "черной смерти", которая привела к сокращению неравенства и значительному росту реальной заработной платы в Европе, нынешняя эпидемия раскрывает контуры неравенства как между странами, так и внутри стран.
Сингапур 21 апреля продлил блокировку на месяц. Многие решения, которые он продолжает принимать, откроют окно в будущее для всего остального мира. Хотя Сингапур может подавать пример, его будущее неразрывно связано с результатами во всем мире, над которыми он практически не властен.