Когда я начинаю заниматься с молчуном, я рассказываю родителям, как правильно общаться с ребенком. Это очень важно, хотя, кажется, что там могут быть за правила такие. Сегодня я о них расскажу.
Правило 1: говорите о том, что происходит сейчас
Родители комментируют, что делает ребенок сейчас или что происходит вокруг именно сейчас. Не нужно ребенку рассказывать, что было вчера или что будет завтра, а также избегайте сложных конструкций типа «если бы ты быстро поел, мы бы дольше гуляли».
Перед обедом заведите малыша на кухню и спросите: «Что мы будем делать». Сделайте паузу, ожидая ответ. Если ребенок не ответит, скажите сами «Кушать. Куу-шаать. Как мы кушаем? Ам-ам-ам». также проговариваем все бытовые моменты: прогулка, игры, гигиенические процедуры.
Правило 2: говорите мало и эмоционально
Маленький ребенок или малыш-молчун понимает не всё, что вы говорите, поэтому нужно приспосабливать свою речь к уровню понимания речи ребенка. Говорить нужно мало, простыми фразами, эмоционально, утрированно артикулируя.
Правило 3: каждое слово повторяйте несколько раз
Для малыша-молчуна первые доступные слова — это мама, папа, баба, дай, на, ку-ку, му-му, ам-ам. Вот эти слова надо как можно чаще повторять, чтобы ребенок соотносил слово с предметом. Если ребенок уже начал говорить, вводим фразы типа: «Мама, дай».
Правило 4: уберите из своей речи запретные слова
Запретные слова — скажи, повтори. Именно эти слова приводят к речевому негативизму. Это когда ребенок отказывается говорить, отвечать на вопросы, он нервничает из-за речи, из-за того, что его не понимают. Вместо просьбы «Скажи» используем вопросы. Не «Скажи, что это», просто «Что это?».
Правило 5: «переводите» в правильную речь всё, что пытается сказать ребенок
Часто дети, чтобы их поняли, используют жесты и какие-то отдельные эмоциональные звуки. Родителям нужно оречевлять всё за ребенка. Например, ситуация, ребенок хочет банан. Подходит к маме, показывает на банан, тянет руку и воспроизводит какой-то звук. Маме нужно сказать: «Дай банан». Протянуть и произнести: «На банан». Если же ребенок уже говорящий, но «каверкает» слова, вслед за ребенком повторите то же слово правильно. Например, ребенок просит «да» («дай»), вы повторяете громко и отчетливо «дай».