Некоторые родители и воспитатели считают, что лучше позволить детям быть детьми как можно дольше. Зачем подталкивать их к взрослению? Зачем принуждать их к жесткой образовательной структуре еще до того, как у них закончились подгузники?
Мы от всего сердца согласны.
Но мы также считаем, что помощь детям, чтобы они начали развивать навыки грамотности в раннем детстве, является ключом к здоровому развитию и успеху в будущем школьном образовании.
К счастью, развитие навыков грамотности у ребенка не означает, что нужно сразу же начинать учить его читать. Напротив, простое чтение вашему ребенку по двадцать минут в день - это одно из самых важных занятий по обучению грамоте, которое вы можете сделать, чтобы подготовить его к тому, чтобы он научился читать и преуспел в школе.
Знаете ли Вы, что существует несколько стратегий "сюжетного времени", которые Вы можете использовать во время чтения Вашему ребенку, чтобы помочь ему развить навыки грамотности в раннем возрасте без его ведома?
Попробуйте несколько из приведенных ниже трюков при следующем чтении с ребенком и посмотрите, не начинает ли он превращаться в маленького книжного червяка прямо у Вас на глазах.
Проведите пальцем под каждым словом
Проводя пальцем по каждому прочитанному слову, вы начинаете развивать навыки грамотности у маленьких детей так, как вы даже не представляете себе. Чтение и письмо слева направо и сверху вниз не приходит естественным образом ко всем маленьким детям. Прогон пальца под каждым словом во время чтения помогает детям развить чувство ориентации. Сначала ваш ребенок может даже не заметить, что вы делаете пальцем - но рано или поздно он это заметит. Потом ваш ребенок начнет следить за вашим пальцем, и по мере того, как он будет это делать, у него не только вырастет чувство ориентации при чтении и письме, но и начнет вырабатывать понятие слова, промежутки между словами и шрифтом. Не успеете оглянуться, как он начнет бегать пальцем под словами, пока вы читаете, имитируя то, что он видел, как вы делали, и он начнет притворяться, что читает - это очень большой шаг на пути к грамотности в раннем детстве.
Сосредоточьтесь на словарном запасе
Ребенку не обязательно уметь читать, чтобы выстроить словарный запас. На самом деле, большая часть словарного запаса ребенка приобретается задолго до того, как он начинает читать. Хорошо развитый словарный запас - это ключ к тому, чтобы научиться читать дальше.
Развитие сильной лексики в раннем возрасте помогает детям развивать "фоновые знания", на которые они будут опираться в процессе обучения в будущем. Большинство родителей и даже некоторые педагоги не понимают, что человеческий мозг - особенно мозг ребенка - учится, прикрепляя к старой информации новую информацию. Если мы можем прикрепить что-то новое к чему-то старому, нам легче это понять. Помогая ребенку строить фоновые знания, развивая его словарный запас, ему будет намного легче расширять свой словарный запас и учиться читать, когда он начинает ходить в школу.
Знаете ли Вы, что дети, которые поступают в детский сад с сильным словарным запасом, как правило, могут выучить 8 новых слов в день, в то время как дети, которые испытывают трудности со словарным запасом, выучивают только 2 слова в день?
Чем сильнее словарный запас Вашего ребёнка, тем легче ему будет научиться читать и понимать то, что он читает.
Используйте время для рассказов, чтобы расширить словарный запас Вашего ребёнка. Уделите время указанию важных слов. Используйте книжки с картинками, чтобы начать развивать ассоциации между словами и предметами и значениями, которые они представляют. Читая, обсуждайте с ребенком важные слова, которые он может не знать. Расширение словарного запаса Вашего ребенка в раннем возрасте значительно облегчит ему задачу, когда он начнет учиться читать.
Обращайте внимание на пунктуацию
Может показаться, что указание пунктуации на четырехлетнего ребенка заходит слишком далеко, но это действительно меняет ситуацию с грамотностью в раннем детстве. Мы не рекомендуем обучать ребенка тому, что такое вопросительный знак, точка или точка объяснения, мы просто предлагаем вам указывать на них. Многие подростки, начинающие читать, борются с пунктуацией. Хотите верьте, хотите нет, но пунктуация пугает. Ознакомление ребенка с пунктуацией в раннем возрасте, когда вы читаете ему любимые истории, поможет ему чувствовать себя гораздо комфортнее - и менее пугающе - с пунктуацией, когда он начинает читать о том, как он читает. Опять же, идея заключается в том, чтобы познакомить ребенка с знаками препинания во время чтения, а не учить его пользоваться знаками препинания.
Отличный способ указать на пунктуацию во время чтения - это создать из нее игру. Например, когда вы подходите к знаку вопроса, пусть ваш ребенок ответит на этот вопрос. Когда вы подходите к восклицательному знаку, сделайте преувеличенный акцент на последних нескольких словах в предложении, предшествующем восклицательному знаку. Вы также можете варьировать свои перегибы в зависимости от различных типов пунктуации.
Удачи в обучении детей!