Атони Данн и Фиона Раби являются ведущими теоретиками и практиками критического дизайна, а также партнерами в дизайн-студии Данн и Раби в Лондоне. В "Спекулятивном все: дизайн, фантастика и социальные мечты" (2014) они довольно хорошо исследуют всю область, ее предшественников и их ответвления, ищут проекты, в которых есть что-то, что может помешать искусству. Критический дизайн", - пишут они, - должен быть требовательным, сложным, и если он собирается повысить осведомленность, делайте это для вопросов, которые не известны".
Рецепты мяса в пробирке являются наглядным примером, выдвигая на первый план новый подход к технологии, которая была изображена ранее, в более традиционных научно-фантастических повествованиях. Искусственно выращенное мясо стало фиксацией 20-го века после того, как французский хирург и биолог Алексис Каррел в начале века экспериментировал с культурой тканей и сумел поддерживать клетки сердца цыплят в лаборатории. Мировая реклама "сердца в банке" обеспечила культивированный белок, присутствующий во многих футурологических маршрутах. Он превратился в вымысел, как Фредерик Пол и классический научно-фантастический роман Кирилла Корнблюта "Космические торговцы" (1952), с его рабочим классом, питающимся блюдами, приготовленными из "Курицы Маленькой" (промышленная культура тканей, питающаяся водорослями, выращенными на солнечных прудах), вплоть до "Орикс и Крэйк" Маргарет Этвуд (2003), с его бесподобным безголовым, готовым к употреблению "Курицы-Нобы".
Там может быть дешевое мясо массового производства, выращиваемое в массивных заведениях в сельской местности.
Обе эти истории остались у власти, но "Мясная поваренная книга In Vitro" все еще более провокационна. В ней 45 рецептов - достаточно для нескольких недель обеда. Пока их нельзя приготовить, говорит реклама, но "все они были разработаны со строгой кулинарной строгостью". Звучит так, как будто Хестон Блюменталь посетил передовую лабораторию по выращиванию тканей. И, как и некоторые собственные новинки Блюменталя, этот игривый/серьезный сборник заставляет разум работать по-новому. Рецепты и ингредиенты здесь помогают принести домой идею о том, что если эта едва существующая технология (я собирался сказать эмбриональная, но это рискует привести к досадной путанице) перерастет в настоящие продукты, то возникнет сложный выбор, о котором нужно будет подумать.
Менсвоорт и Гривинк дополняют свои рецепты спекулятивными эссе, в том числе концепцией "The Carnery" - рай для гурманов 2025 года с обширным меню мяса, культивируемого в помещении, и кожаными сиденьями in vitro. Возможность производства мяса-заменителя без участия животных здесь раскрывается во впечатляюще убедительных деталях. В том же эссе высказывается предположение, что в сельской местности может быть дешевое мясо массового производства, культивируемое в массивных заведениях. Продукты среднего ассортимента будут поступать в основном с местных питомников в городах, в то время как в нескольких ресторанах микропивоварни будут работать так же, как некоторые сейчас работают с микропивоварнями, или делают свои собственные закваски. Это дизайнерская фантастика, наглядно подсказывающая нам начать думать о том, какие новые продукты мы могли бы выбрать для пробы уже сейчас, до того, как они материализуются, и о том, как взять технологию в свои руки.
Но что произойдет, когда генетические манипуляции выйдут на новый уровень в так называемой синтетической биологии? Это, когда она появится, ознаменует эпохальный сдвиг. Мы потратили около полутора веков, чтобы привыкнуть к силе эволюции путем естественного отбора, на который приходится богатство живых форм и их внешний вид, без необходимости в дизайнере. Сейчас есть все возможности для того, чтобы вернуть дизайн, в правильном смысле этого слова, в биологию.
В настоящее время в общественных дискуссиях об изменении живых существ для обслуживания человеческих проектов по-прежнему доминирует видение чудовищности, о чем свидетельствуют дебаты вокруг GM-пищи. Даже генетически измененные микроорганизмы, как правило, изображаются в виде супер-микробов. Нам нужны способы представить себе новый смелый биологический мир, способы, которые приведут к реальным дебатам о соотношении затрат и выгод реалистично задуманных проектов. Вопрос в том, может ли разработка вымысла помочь? Согласно новой книге о сотрудничестве между синтетическими биологами и художниками, может.