Найти тему

Усадьба ТРОИЦКОЕ на Протве Е.Р. Дашковой, Калужская область, Жуковский район

Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.

Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом - в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также - редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога "Летопись русской усадьбы"

Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?



Дата фотографий: 12 марта 2016 года.
Дата фотографий: 12 марта 2016 года.
2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы - Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.
2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы - Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.
3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.
3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.
4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.

1990 год.
4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг. 1990 год.

Храм Живоначальной Троицы.

5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.
5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.
6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.

1954-1957 гг.
6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели. 1954-1957 гг.
7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы - все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.

1990 г.
7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы - все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе. 1990 г.
8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.
8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.
9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.
9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.
10. Е. Р. Дашкова, 1777.
10. Е. Р. Дашкова, 1777.

Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг., сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт.  К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.

Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток  и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму.  Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.

Въездная арка.

11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.
11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.
12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).

1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым). 1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя  близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.

1982 год.
13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя  близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента. 1982 год.
14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.

Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.
14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу. Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.
15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии горизонтального руста, обозначенного посредством выпуклых филёнок, которому вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов.

1990 год.
15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии горизонтального руста, обозначенного посредством выпуклых филёнок, которому вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. 1990 год.
16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.
16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.
17. Тем не менее, гладкие и лёгкие тосканские парные колонны, поддерживающие раскрепованный антаблемент дорического ордера, органичный общей пластике ворот, при неизменной изначальной композиции зрительно менял их работу в пространстве.
17. Тем не менее, гладкие и лёгкие тосканские парные колонны, поддерживающие раскрепованный антаблемент дорического ордера, органичный общей пластике ворот, при неизменной изначальной композиции зрительно менял их работу в пространстве.
18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.
18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.



Продолжение в блоге https://vadimrazumov.ru/664779.html

Калужская область
0