Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.
Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом - в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также - редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога "Летопись русской усадьбы"
Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?
Храм Живоначальной Троицы.
Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг., сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт. К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.
Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму. Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.
Въездная арка.
Продолжение в блоге https://vadimrazumov.ru/664779.html