Найти тему
Хаос артхауса

“Таксист” - фильм, из-за которого стреляли в президента

Мартин Скорсезе - уникальный режиссер в мировом кинематографе. Балансируя на грани артхауса и массового кино, он создает неповторимые кинополотна, которые навсегда остаются в истории мировой культуры. “Таксист” - одно из главных произведений Скорсезе. Вышедший в 1976 году, он по-прежнему выглядит безумно актуальным и злободневным, звуча в унисон с современными фильмами, критикующими сложившийся социальный строй.

Одиночество и отрешенность - тема, существующая в каждой картине Скорсезе. Его герои - всегда аутсайдеры, люди “не от мира сего”, которые никак не могут подстроиться под общественность и стать неделимыми с социумом. В культовом “Таксисте” это - лидирующая тема и основной смысл, приправленный яркими социальными подтекстами.

Постер фильма ( источник: https://www.kinopoisk.ru/)
Постер фильма ( источник: https://www.kinopoisk.ru/)

Фильм рассказывает о буднях нью-йорского таксиста Трэвиса Бикла, ветерана Вьетнамской войны, склонного к социопатии и замкнутости. Он живет в грязном мегаполисе, насквозь пропитанном фальшью и алчностью. Нью-Йорк в этом фильме - не город-мечта, где живут богатые и успешные. Тут “Большое яблоко” - пристанище маргиналов и преступников. Улицы переполнены проститутками и драгдилерами, полиция насквозь коррумпирована, все проблемы решаются насилием и кровопролитием, а оставшиеся в городе нормальные люди предпочитают не появляться на улице без острой нужды.

И без того имеющий проблемы с психикой Трэвис, наблюдая происходящий экзистенциальный мрак, начинает медленно сходить с ума. В силу своей работы он вынужден постоянно общаться с низами порочного общества, и каждый новый пассажир укрепляет в нем ненависть к окружающим. В какой-то момент терпение таксиста заканчивается, он берет оружие и выходит на улицы, желая очистить город от зла.

Трэвис за работой
Трэвис за работой

“Таксист” имеет ярко выраженный социальные протест. По сути, фильм указывает на все проблемные стороны современного урбанистического мегаполиса - коррупция, продажные СМИ, эксплуатация человека человеком и социальное неравенство. Власть не слишком хочет решать проблемы такого рода, поэтому порочность общества с каждым днем увеличивается и растет.

Фильм Скорсезе хорош сразу с двух сторон - и как художественное произведение, и как высказывание. В художественной ценности картины можно не сомневаться. Актерская игра Роберта Де Ниро, исполнившего главную роль, на высшем уровне. Актер специально изучал поведение психически больных людей, чтобы изобразить эмоциональную нестабильность своего персонажа максимально правдоподобно. Работа других актеров в фильме также на высоте. Каждый исполнитель максимально глубоко проработал своего персонажа. Отдельного упоминания стоит Джоди Фостер. На момент съемок актрисе было всего 13 лет, но со сложной ролью малолетней проститутки она справилась отлично.

Сутенер и проститутка
Сутенер и проститутка

Социальное высказывание и заложенные смыслы, по большому счету, лежат на поверхности. Несправедливость, огромная пропасть между богатыми и бедными, эксплуатация властью своего народа, постоянное насилие, совершаемое сильными по отношению к слабым - именно против этого протестует главный герой. Ложь и узурпация власти верхами общества и плачевное состояние низов, лежащее в основе этой несправедливости угнетение не дают Трэвису спать спокойно. Вооружившись, он встает на тропу войны.

В случае Трэвиса власть имеет вполне конкретные лица. Для главного героя картины власть - это сенатор, лгущий своему народу, это сутенер, использующий тела маленьких девочек для получение грязных денег, это грабитель, отбирающий последнее у несчастного владельца магазина. Фильм указывает на пороки общества и ставит диагноз социуму, говоря: “Вы больны. Причина всему - жадность, ложь и эгоизм”.

Сцена перед зеркалом стала культовой и повторялась во множестве фильмов
Сцена перед зеркалом стала культовой и повторялась во множестве фильмов

Для того, чтобы максимально вжиться в роль Трэвиса, Роберт Де Ниро месяц работал таксистом на улицах Нью-Йорка. Харви Кейтель, исполнивший роль сутенера, для полного погружения в психику своего персонажа знакомился с реальными сутенерами и расспрашивал их о подробностях их незаконной деятельности.

Во время съемок в Нью-Йорке стояла сильная жара, нетипичная для этого города. Также съемочные дни совпали с забастовкой сборщиков мусора. Неудовлетворенные своим положением, они совместно перестали выполнять свои трудовые обязанности, поэтому город некоторое время утопал в горах мусора. Это создавало дополнительную нервозную атмосферу в Нью-Йорке, созвучную фильму.

Трэвис устраивается на работу
Трэвис устраивается на работу

Когда фильм уже был готов к выходу, прокатчики отказались давать ему удостоверение. Причиной послужило обилие сцен насилия. Конечно, сейчас фильм не кажется жестоким, но для 1976 года сцены перестрелок были действительно кровавые и шокирующие. Чтобы фильм был допущен до проката, Скорсезе перевел особо жестокие сцены в монохром, кровь стала менее яркой и не бросалась в глаза.

Но главный скандал, связанный с фильмом, произошел спустя несколько лет после премьеры. Некто Джон Хинкли-младший пересмотрел “Таксиста” не менее 15 раз и, скорее всего, стал отождествлять себя с главным героем. Он также влюбился в Джоди Фостер и начал отравлять ей жизнь бесконечным количеством писем с любовными признаниями. Он буквально стал преследовать актрису. Чтобы привлечь к себе общественное внимание и завоевать сердце Фостер, он пошел на преступление. 30 марта 1981 года, взяв револьвер, он направился парадному входу отеля Хилтон в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно оттуда выходил действубщий тогда президент США Рональд Рейган, в которого Хникли выстрелил шесть раз. Президент был ранен, но не сильно. Он быстро выздоровел и продолжил исполнение политических обязанностей. Хинкли был признан невменяемым и помещен в психиатрическую клинику, откуда был выпущен только в 2016 году.

Ирокез появился на голове у Трэвиса не просто так. Во время вьетнамской войны именно эту стрику делали себе солдаты, уходившие в джунгли.
Ирокез появился на голове у Трэвиса не просто так. Во время вьетнамской войны именно эту стрику делали себе солдаты, уходившие в джунгли.

“Таксист” является важным фильмом в истории кино. Это - одно из главных произведений кинематографа своего поколения. Влияние фильма можно проследить и по сей день. Например, известный режиссер Тодд Филлипс рассказывал, что при создании фильма “Джокер” вдохновлялся именно приключениями нью-йоркского таксиста.

Нравится ли Вам фильм “Таксист”? Как Вы относитесь к творчеству режиссера Мартина Скорсезе?

Жмите “палец вверх”, подписывайтесь на канал. Я расскажу еще много интересного.