Роль личности в истории, роль какого то события – бескрайнее поле для фантазии и дискуссий. Каким был бы наш мир без Александра Македонского, без Петра I, без Гитлера и Сталина.
Исторические личности потому и исторические, что оставили след в истории человечества, сделав эту историю именно такой, какой мы ее знаем.
Но все эти люди поступали сознательно, их роль в истории формировалась чередой их стремлений, поступков, иногда за долгие годы их жизни.
Не только их жизнь, но и смерть меняла ход истории.
А крестьянин на рынке китайского Уханя не думал о судьбах мира, принимаясь за свой привычный ужин в конце обычного дня, в череде многих похожих дней.
В этот момент бесчисленные цепочки причин и следствий в микромире и мире человеческом сошлись в одном месте, в то самое время, и вирус перешел на нового носителя, открыв новую страницу, или главу, или эпоху в истории Homo sapiens – человека разумного.
Останется ли безвестным для истории «нулевой пациент», или имя его станет известно – несомненным является одно – такой человек был, а может и живет сейчас.
Сейчас никто не может сказать, когда и как, и чем закончится эпидемия.
Забудем ли мы через полгода о карантинах и масках, или медийное пространство по-прежнему будет напоминать репортажи из психушки и сводки с фронтов, одновременно.
Ждет ли мир встреча с ковид-20, ковид-21?
С незапамятных времен у человечества осталась склонность к религиозному обрамлению всего неведомого и опасного.
Вполне вероятно, что эпидемия ковид тоже получит религиозные трактовки, пророков и их последователей, объясняющих появление вируса грехами человечества и способом искупления.
Возникновение, к примеру, какой либо «Секты Первого Носителя», которой понадобится символ.
Эпидемия ковид – еще одно подтверждение тому, что человечество, при всех его возможностях – уязвимо и практически беззащитно и перед силами природы, и перед самим собой. И насколько незначительной может быть причина, при грандиозных ее последствиях.
Оглядываясь назад, в прошлое – мы знаем, как часто судьба народов, государств, империй, а иногда и всего человечества - зависела от стечения обстоятельств и превратностей судьбы, а порой - от одного единственного решения или поступка.
Поступи Джон Кеннеди и Никита Хрущев во время Карибского кризиса, хоть в самой малости, по-другому, – возможно, что мы жили бы сейчас в другом мире, пережившем ядерную войну.
Поужинай уханьский крестьянин другой летучей мышью – мир сейчас не знал бы о ковид-19, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.