Начнем с того, что Вакханалия изначально задумывалась как чисто женский праздник. И пока он оставался чисто женским, это был абсолютно прекрасный и очень полезный для психического здоровья всех граждан древней Греции, ритуал.
Мужчины на все эти прекрасные дионисийские мистерии не допускались под страхом смертной казни, тех же, кто пытался просочиться без приглашения или противодействовать вакханкам, просто рвали на куски.
И правильно делали, потому, что в вакханалиях принимали участие все женщины, невзирая на возраст и положение в обществе. Зачем им лишние глаза, уши, а особенно прочие части тела? Собрались с девчонками, выпустили пар, расслабились, порвали пару-тройку быков, выпили, потанцевали, спели душевно и по домам.
Если интересно, можете почитать как это все происходило, есть интересные документы, например поэма Эврипида "Вакханки". Вот небольшая, но очень выразительная выдержка.
В одной заметил Автоною я,
В другой – Агаву, мать твою, а в третьей
Ино. Все спали на привале, кто
Под спину веток ели подложив,
А те – в листве дубовой утопая…
И чинно как! А ты-то уверял,
Что, пьяные вином и звуком флейты,
Они по зарослям Киприду ловят…
Но вот, средь стана спящего вскочив,
Агава-мать их зычным криком будит:
Мычанье стад заслышала она.
И, легкий сон сгоняя с вежд, вскочили
Те на ноги – все чудо как скромны:
Старухи, и молодки, и девицы…
Все кудри распускают по плечам;
А у кого небрида развязалась,
Те подтянуть спешат
…………………………………..
Бегом едва спаслись мы от вакханок;
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись, так с голыми руками
На них менады бросились. Корову
С набрякшим вымем и мычащую волочат.
Другие нетелей рвут на куски. Там бок,
Посмотришь, вырванный. Там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо, и сочится кровью.
Быки — обидчики, что в ярости, бывало,
Пускали в ход рога, повержены лежат:
Их тысячи свалили рук девичьих.
Ты б царским глазом не успел моргнуть,
Так быстро кожу с мяса там сдирали.
«Вакханки». Еврипид, 404 г. до н.э.
Таким образом погиб прекрасный певец Орфей и царь города Фивы Пенфей, разорванный собственной матерью и сестрами, потому, что нечего было лезть без приглашения на закрытую вечеринку.
Что же с ними такое было? Неужели дело в вине или в особенном темпераменте греко-римских женщин? Я думаю, что нет. На мой взгляд, в этом диком, и даже чудовищном ритуале, кроется очень большое рациональное зерно. Ведь что делает женщину женщиной? Постоянное напряжение, беспрестанный труд – быть в форме, вести себя достойно, улыбаться и сдерживаться, сдерживаться, сдерживаться.
И вот, несколько раз в году у тебя есть возможность оторваться по полной, перестать думать вообще, распустить волосы, сорвать с себя все, что сковывает движения и мчаться по ночному лесу с песнями и танцами, выпуская погулять все то, что обычно следует держать под тремя замками.
Мужчинам трудно поверить в то, что женщины веселились сами по себе, без их участия. По этому считалось, будто право участвовать в вакханалиях предоставлялось сатирам и силенам, не говоря уже о самом Дионисе. Но это все мифы, а на самом деле, я думаю, они и без сатиров отлично справлялись.
Хорошо было женщинам в Древней Греции, а теперь вакханалии стали совсем не те, по этому я на них никогда не хожу. Пускают кого попало и никакой радости в этом участвовать, для приличной женщины нет.