На своих страницах в соцсетях почти полсотни литературных музеев, домов-музеев, музеев-заповедников, квартир и усадеб делятся архивными записями о жизни классиков в домашнем заточении, рассказывая, как любимые авторы переживали вынужденную или добровольную изоляцию.
Об этом рассказало РИА Новости.
Россия не в первый раз столкнулась с карантином в связи с эпидемией: в XIX-XX веках современникам тоже приходилось самоизолироваться от таких инфекций, как холера, оспа, тиф, испанский грипп и даже чума.
Известные русские писатели не исключение. Как проводили время в карантине и чем занимали себя в изоляции классики, рассказывает проект #писательдома, организованный РЕШ и Литературным музеем при поддержке портала ГодЛитературы.РФ.
Одним из первых в Ленинградской области в акции принял участие музей «Дом станционного смотрителя». Он обратил внимание на то, что одноименная повесть была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, когда он находился в изоляции в селе Болдино.
Тогда трехмесячный карантин, объявленный в России из-за вспышки холеры, застал Александра Сергеевича во время его поездки в усадьбу и спутал все планы.
Скромный болдинский быт в письмах к Наталье Гончаровой писатель описывает так: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. <...> Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».
Тем не менее этот период жизни оказался одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Именно там Пушкин написал 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состоянии критики для «Литературной газеты», тогда же был закончен «Евгений Онегин».
Наверное, ни у одного классика нет больше цитат о полезности уединения, чем у самого известного писателя-отшельника Л. Н. Толстого. Музей-усадьба «Ясная Поляна» тоже поддержал флешмоб словами секретаря Льва Николаевича о времяпрепровождении писателя дома.
«Большой зал был любимой комнатой графини Софьи Андреевны. <...> Сам Толстой выходил сюда только к завтраку, к обеду и к вечернему чаю. Остальное время дня он проводил в своем кабинете. <...> Прославленный «отшельником», старик Толстой в действительности находился в таком живом и разнообразном общении с внешним миром, какого, наверное, не знали многие жители столицы. Книги, журналы, газеты всегда были к его услугам, всегда читались, перелистывались и просматривались. А переписка? Десятки писем ежедневно, сотни ежемесячно, тысячи ежегодно...» – писал в своих воспоминаниях Валентин Булгаков.
Еще одним известным идеологом самоизоляции, но уже XX века, считается Иосиф Бродский, и не только за его злободневное стихотворение «Не выходи из комнаты…».
В своем проекте brodsky.online музей, посвященный памяти поэта, рассказывает, что Иосиф Александрович действительно постулировал одиночество как необходимый компонент творчества. О своем доме в Америке он говорил: «Дом — это место, где тебе не задают лишних вопросов».
Акцией #писательдома организаторы на примере великих классиков хотели показать, что дома тоже можно интересно проводить время, а кто-то из авторов даже намеренно оставался в уединении, создавая вечные произведения.
Этот проект продолжает еще один – #читательдома: присоединившись к нему, можно порекомендовать лучшую для чтения во время самоизоляции книгу.