Найти тему
Светланa Васильева

Мой папа - самый первый и лучший учитель

Папа после демобилизации из армии.
Папа после демобилизации из армии.

Чем дальше в историю уходит то мгновение, которое навсегда разлучило нас с нашими родителями, тем чаще и чаще вспоминается та любовь, которую они нам дарили, ничего не требуя взамен, та радость, которую мы испытывали от общения с ними, те слова, которые они нам говорили ( а мы часто не слушали их), и просто то единение душ, которое уже никогда ни с кем не испытаешь. Отец в семье – это сила и опора, это строгость и справедливость, это защита и надёжность. Мой отец сполна обладал этими качествами. С детства папа был очень добрым, уважительным и справедливым. Никогда не хулиганил, а главное – не умел врать, чем создавал большие проблемы для старших братьев. Был очень любознательным, много читал, впитывая, как губка, всё то, что рассказывала прабабушка, которая в нём души не чаяла. Отец с удовольствием и хорошо учился, обладал организаторскими способностями, любил участвовать в спектаклях художественной самодеятельности, причём как в роли режиссёра, так и актёра.

Удивительно, но самые первые детские мои воспоминания связаны не с мамой, а с папой! Я помню, что каждый вечер укладывал меня спать папа, обязательно читал книгу и, целуя, желал мне спокойной ночи. То ощущение любви, защищённости, доброты сопровождало меня всю мою жизнь. К трём годам благодаря папе я уже знала наизусть стихи К.И.Чуковского, А. Барто, А. С. Пушкина и русские народные сказки. Папа никогда не ругал меня, даже если я была виноватой в чём-то, ему стоило лишь строго посмотреть и мне всё сразу становилось ясно и понятно. Мужчиной он был неординарным, много читал, обладал артистическими способностями, интересно рассказывал и был очень обаятелен в общении. Может поэтому, после демобилизации папа окончил Ростовскую областную культурно-просветительную школу по специальности культурно-просветительная работа. В 1960 году был назначен директором районного дома культуры станицы Крыловской. Было организовано много кружков. Но самый любимый у крыловчан был драмкружок, в котором активное участие принимал папа.

Спектакль в районном доме культуры. Папа крайний справа.
Спектакль в районном доме культуры. Папа крайний справа.

Вскоре семья переехала на хутор, где проживали все папины родственники: мама, сестра, два двоюродных брата и брат отца. Папа пошёл работать в школу учителем русского языка и литературы. Я всегда встречала его с работы. Мне пять лет, я бегу навстречу папе, он подхватывает меня за руки, я прыгаю ему на грудь и делаю переворот. Ощущаешь себя просто акробатом и счастья немеряно! Папа вообще умел делать праздник для меня и в обычные дни. Идём копать картошку, я семеню рядом с папой, не поспевая за ним. И вдруг он предлагает пронести меня в мешке, как медведь Машу в русской сказке. И вот я сижу в мешке, прижавшись к тёплой папиной спине, чувствую себя главным героем сказки. И радостно, и немного страшновато.

А подготовка к Новому году! Мы всей семьёй делали карнавальные костюмы. Папа очень хорошо рисовал. Я до сих пор помню корону для костюма Снежной Королевы, которую сделал мне папа. Очень красиво раскрасил её, а сверху украсил измельчёнными ёлочными игрушками. А в выходные дни он устраивал для нас фотолабораторию, и мы с замиранием сердца всю ночь проявляли, печатали и сушили фотографии, чувствуя себя волшебниками. Отец был учителем от Бога. Его уроки отличались неординарностью, он чувствовал настроение детей и всегда знал, когда можно увеличить нагрузку, а когда разрядить обстановку и пошутить. На его уроках никогда не было скучно, и даже самые отчаянные сорванцы старались изо всех сил! Папа учил нас думать, размышлять, выражать свои мысли чётко, грамотно, уверенно. «С чувством, с толком, с расстановкой!» - любил повторять он. На уроках много давалось всего того, чего не было в программе. Это были уроки этики и психологии, эстетики и делопроизводства.

Как то на уроке присутствовал инспектор из роно, и папа вызвал меня к доске. Я выполнила задание, но в одном месте я не была уверена в правильности, но отвечала громко и чётко с полной уверенностью. Папа указал на ошибку и оценил ответ. Позже дома он рассказывал, что инспектор, слушая мой уверенный ответ, сам засомневался и обратился за помощью к учебнику. Папа учил нас, как вести себя в определённой жизненной ситуации, как находить выход. «Из любой ситуации есть выход, надо только его найти. Никогда не отчаивайтесь!» - учил нас отец. И мы всегда знали, что он рядом с нами – справедливый, строгий, но добрый и любящий! На другие выходные к нам собирались двоюродные братья и сёстры, и мы обязательно устраивали во главе с отцом кучу малу. Причём все дети были уверены что, наконец – то одержат победу всей гурьбой.

А на следующие выходные мог устроить диспут по прочитанной книге, добиваясь от нас: «Какова же главная идея произведения, и чему научила вас эта книга?» Много лет спустя, занимаясь с племянницей, я проверяла её чтение вслух. Девочка читала бегло, спешила скорее на улицу погулять. Прочитав, она засобиралась уходить, но я попросила пересказать прочитанное, чего она не смогла сделать. Вот тогда я и рассказала о дедушке. Пришлось девочке читать и пересказывать, дедушкин урок усвоила уже внучка.

У папы был очень проницательный взгляд. Врать ему было бесполезно! Он говорил нам: "Смотри мне в глаза!" и наш взгляд сразу выдавал враньё. Моему внуку 6 лет и я использую папин метод, который действует безотказно. Правда последний раз внук, отвечая на мой вопрос, успел закрыть глаза локтем! Но метод усвоил и теперь точно так же проверяет своих родителей на правду!

Нелепая смерть забрала отца в самом расцвете сил, ему было всего 45 лет, но всё то, что дал нам отец, помогало в жизни не только нам, но и его внукам и уже правнукам.