В Украине подходит к концу второй месяц карантина. Наверное, каждый из нас испытал на себе связанные с ним ограничения. Свобода передвижения, право на охрану здоровья, доступ к информации, медицинские потребности лиц без определенного места жительства, защита от коронавируса тех, кто находится в местах лишения свободы. Насколько введенные ограничения оправданы и адекватными ситуации? Не перегибает ли палку украинское государство?
Во время правозащитной программы Rights now! 17 Международного фестиваля документального кино о правах человека эксперты разбирались, которые карантинные ограничения нарушают права человека.
В ситуации с пандемией коронавируса ограничения должны быть пропорциональными и не нарушать неоправданно права граждан. Права на свободу, личную неприкосновенность, право на выбор места жительства, право на передвижение, а также право на приватность, когда речь идет, например, о публикации персональной информации по заболеванию. Нарушать эти права категорически нельзя, но вместе с тем мы видим, что подобные нарушения происходят.
Есть две стратегии поведения в этой ситуации. Одна из них в психологии называется« синдромом выученной беспомощности », то есть мы ждем окончания карантина. Это стратегия, на стороне которой играет коронавирус. И есть противоположная стратегия. Это стратегия самоорганизации. Когда действуют группы взаимопомощи врачам, людям пожилого возраста и тому подобное. Вторая стратегия в общем направлении - это контроль эффективности органов государственной власти в условиях кризиса.
В то же время полиция выполняет законодательство о карантине и не действует исключительно карательными методами. На середину апреля, например, во Франции за месяц было составлено 500 тыс. протоколов административных нарушений, в Испании 400 тыс. А в Украине - около 7 тыс. Задача административных протоколов - не копить деньги в бюджет, а заставлять граждан соблюдать карантин.
Если бы была уверенность, что судебная система в Украине работает по-европейски, возможно, все было бы по другому. Именно поэтому полиция в первую очередь занимается предупреждением граждан, а не штрафованием.
Насколько карантин оправдан мы сможем увидеть только со временем. Мы видим прирост больных и умерших. Ситуация развивается и пока рано говорить, как установленный карантинный режим способствует тому, что нет взрывного характера эпидемии. Вместе с тем отдельные вещи, которые были прописаны в постановлениях Кабмина фактически не соблюдаются. Люди продолжают ходить в парки и на стадионы, выгуливают собак не по одному, а всей семьей.
«Я бы рекомендовал пересмотреть эти нормы. Например, категорический запрет выхода людей старше 60-ти лет на улицу без надобности. Здесь есть размытое понятие - неопределенность мест публичного пребывания. Кто знает правовые нормы, может легко доказать в суде, что они были некорректными и в случае составления протокола, он не будет утвержден судом », - говорит исполнительный директор УХСПЧ.
Постановление, которое сейчас выполняют правоохранительные органы, содержит ряд ограничений на индивидуальные права физических и юридических лиц, как это регламентирует Закон о борьбе с инфекционными заболеваниями, а ограничений прав и свобод человека, которые в соответствии со статьей 64 Конституции, бессрочно или на такой срок могут вводиться только в условиях чрезвычайного или военного положения.
Украина как страна находится в правовом шпагате. Потому что большинство из этих ограничений были оформлены в неправовой способ. Мы, как и многие другие страны, не были готовы к пандемии. Но ограничения неконституционным способом прав и свобод должно быть временным. Мы должны проанализировать этот опыт, чтобы не сделать его окончательным. Права человека - это конкретные статьи в Всеобщей Декларации прав человека и Европейской конвенции по правам человека. И именно эти конкретные стандарты невозможно ограничивать таким образом. Эксперты сходятся во мнении, что государство должно формировать решения в праве, которое имеет характер правовой определенности, а не на конъюнктуре политических сил.
В Украине карантинные мероприятия обеспечиваются согласно постановлению и решению Кабмина и Закона о борьбе с инфекционными заболеваниями. Но в Украине не введено чрезвычайное положение, как это было сделано в других европейских странах. Несмотря на это некоторые запреты и ограничения для граждан очень напоминают именно ограничения во время чрезвычайного положения. А по закону, чрезвычайное положение в Украине ограничивается двумя месяцами.
Карантинные мероприятия каждая страна вводит, исходя из ряда внутренних факторов: географии, прочности государственных институтов, качественных показателей системы здравоохранения, уровня доверия между населением и властью.
Перечень ограничительных мер для каждой страны индивидуален. В отдельных странах, например в Беларуси, обходятся ограничительными мерами, не вводя карантина.