Найти тему
Идеи Саморазвития

Смысл жизни человека с различных точек зрения

Оглавление
Значение существования человека – многогранный вопрос,
Значение существования человека – многогранный вопрос,

Сколько раз мы вступали в споры, особенно по молодости, о смысле жизни человека. Да и шире! О предназначении всего человечества, забывая, что до нас величайшие умы пытались докопаться до истины, вступали в полемику в попытках разобраться, что же стоит за этим вопросом. Попробуем собрать основные тезисы поиска в одну статью.

Значение существования человека – многогранный вопрос, требующий рассмотрения с различных точек зрения для полного изучения. Чтобы приблизиться к пониманию содержания озвученной проблемы, проанализируем смысл жизни человека:

  • в культуре,
  • в философии,
  • в психологии.

Смысл жизни в культуре

Многие писатели и мыслители на протяжении всей истории культуры задавались вопросом сути бытия личности. Древними мудрецами было много сказано о смысле жизни.

Из стихов Омара Хайяма составляют целые сборники, посвященные поиску предназначения: «О любви и смысле жизни». Ведущую роль в жизни восточный мудрец отдавал человеческому разуму. Ведь именно он руководит поступками людей, придает существованию особое значение.

-2

Литература Средних веков во главе ставила идею, состоящую из понимания земной жизни как нечто преходящего, но божественный замысел создания человечества волновал людей и в то время. Предназначение искалось в героических эпосах («Песнь о Роланде»), в народной лирике, драме («Роман о лисе»). Немалый вклад внес Данте, создав «Божественную комедию», рассказывающую как стоит жить, дабы не попасть в чистилище или преисподнюю.

Эпоха Возрождения ушла от этой тенденции, показав людям, что стоит наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Значительным в этом плане является произведение Боккаччо «Декамерон», живописно рисующее «страсть к жизни у порога Смерти», по мнению академика А. Н. Веселовского.

Боккаччо стал одним из первых гуманистов Ренессанса, отвергающим средневековый аскетизм, учивший не столько жить, сколько умирать. Он советовал человеку осознать свое величие и наслаждаться красотой земного мира, созданного Богом.

Немецкий классицизм занимает особое положение в поисках смысла жизни человека. Литература Германии в лицах Шеллинга, Гегеля, Ницше оказала влияние на развитие философии. А «Фауст» Гёте не зря считается достойным представителем литературных произведений, повествующих о призвании, цели существования на земле. Автор дал свое понимание счастья. Писатель считает, что это постоянный труд на пользу своего народа и страны.

О смысле жизни в русской литературе

Проблема поиска смысла жизни человека – ключевая в русской литературе. Вопросами «Зачем я живу?», «Для чего я родился?» задаются многие литературные герои, например, Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»), Константин Левин Толстого («Анна Каренина»). Весь литературный путь Ф.М. Достоевского представляет поиск сути жизни, заключающийся в обретении нравственности: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Добавим многочисленные лирические произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. А. Блока и др. Критики отмечают: вся русская литература 19 века – концептуальная. Писатели «Золотого века» обладали не только литературным талантом, но и философским складом ума.

Значение людского существования ищут и современные авторы. Курт Воннегут, Паоло Коэльо, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер. Не отстают даже исполнители эстрады. Валерий Меладзе посвятил поиску смысла человеческой жизни песню «Мой брат», начинающуюся со слов:

«Один человек искал смысл жизни, Нашёл, потерял, да в этом ли дело».

-3

Смысл жизни в философии

Начиная с античных времен, человечество озабочено поиском ответа на вопросы:

  • для чего нам дана жизнь,
  • с какой целью,
  • к чему она ведет,
  • каковы должны быть жизненные ценности.

Большой вклад в поиск смысла жизни человека внес Сократ, обратившийся к проблемам добра и зла. Он считал, любому следует исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания. Учение стало популярным и распространялось последователями через ряд «сократических» школ. Правда, внутри течения произошел раскол на киников (Диоген), проповедующих, что счастье человека в его независимости, и платоников (Платон), вещавших: суть жизни – освобождение от уз не только мира, но и тела.

Отношение Сократа к собственной жизни отлично характеризовало его учение. Перед смертью он попросил принести петуха в жертву Асклепию, символизируя этим свою гибель как освобождение от земных оков, выздоровление.

Аристотель же полагал, что суть существования – в счастье, состоящем из познания и мышления.

Большое распространение получило учение Эпикура, считавшего, что смысл человеческой жизни – в удовольствии (избавлении от физического и душевного страдания, страха смерти).

Параллельно с этими теориями развивался материализм, утверждавший, что законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. Эпикур и его последователи ставили во главу угла самосовершенствование, заключающееся в избавлении от страха перед богами, смертью и страстями. Смысл жизни материализм видел в возможности быть счастливым при любых обстоятельствах.

В современном значении он появился в работах Томаса Гоббса, в основе термина лежали механицизм и метафизика.

-4

В то же время получил распространение пантеизм, объединивший понятие мира и Бога, который отрицался как антропоморфное существо и отождествлялся с природой. Смысл жизни пантеизм считал уважительное отношение к окружающему миру, всему живому.

Смысл жизни пантеизм и материализм

В пантеизме выделяют три направления:

  • натуралистический, или материалистический (Бог идентичен Вселенной, материя первична),
  • идеалистический (идеал – первоначален),
  • дуалистический (объединение материального и идеального начал).

Именно последнее направление развивал Спиноза, объединив течения. Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в самом существовании. Сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями.

Для Спинозы целью метафизики было достижение довольства, душевного равновесия и радости. Достичь ее можно лишь посредством познания человеком своей природы, своего места во вселенной.

19 и 20 век обозначили очередной виток в развитии философии и определения предназначения: иррационализм, экзистенциализм, нигилизм, позитивизм, прагматизм. Каждое из направлений – целая тема для полноценной статьи. Движет ли человеком чужая воля или каждый сам творит свою судьбу? Представляет ли человеческая жизнь ад или абсурдное существование? А может, смысла бытия вообще нет? Спор философов тех веков продолжается по наши дни.

Смысл жизни в психологии

Начиная с 20 века, на проблему определения значения существования устремили свое внимание, помимо писателей и философов, еще и психологи. Ученые обратили «смысл жизни» в термин и дали ему определение: это источник и движущая сила человеческого поведения, стремление индивида к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

С этого ракурса сущность бытия изучается в аспекте воздействия факторов, формирующих смысл жизни в индивидуальном развитии, а также влияние отсутствия значения существования на личность и ее жизнедеятельность.

Свою трактовку сути жизни давали различные психологи. Например, З. Фрейд считал, что доминанта бытия – получение удовольствий и наслаждений. Его ученик Э. Фромм сместил акцент, полагал, что люди тянутся к светлому и позитивному: верности, счастью, любви.

А В. Франкл утверждал, что отсутствие смысла жизни ведет к болезням и психологическим расстройствам. Поэтому важно найти свой путь, воспользовавшись одним из способов:

1) заняться делом, связанным с достижением социально-значимых целей;

2) обрести гуманистические ценности;

3) найти собственные взгляды на обстоятельства жизни.

Необходимо помнить, что смысл жизни может быть в будущем (цели), настоящем (чувство насыщенности жизни), прошлом (удовлетворенность результатами деятельности или жизни в целом).

Предметом изучения Чудновского послужила проблема формирования смысла жизни: осознание собственных возможностей для постановки реальных, достижимых целей. Эти цели должны коррелировать с объективными условиями и возможностями каждого отдельно взятого человека. Ведь несоответствие желаемого с достижимым может привести к депрессиям и неврозам.

Оригинал статьи находится здесь.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк! Всем добра!

Ещё вам будет интересно: