Найти тему
Роман Филин

Для кого мы пишем: как узнать свою целевую аудиторию

Зачем нужно изучать ЦА

Эта работа, которую многие игнорируют, на самом деле очень полезна. Главная ее цель — получить максимально полное представление о своих потенциальных читателях, почувствовать их настроение, понять их интересы. Это поможет решить целый комплекс проблем.

✔️Разработать контент-план, то есть список тем, статей и их последовательность.

✔️Выбрать наиболее подходящую форму подачи информации:

  • житейские истории;
  • новостные статьи;
  • статьи-провокации, вызывающие дискуссии в комментариях;
  • полезные советы;
  • статьи-размышления;
  • познавательные тексты и т. д.

✔️Определить стиль изложения, приемлемый для ЦА. Одни читатели предпочитают суховатую конкретику, презирая словесные кружева, другим подавай красивый литературный стиль, третьим больше нравятся публицистический язык журнальных статей. Далеко не все терпимо относятся к жаргонизмам, а кого-то привлекают именно они.

✔️Выбрать оптимальный объем статей.

Без знания запросов целевой аудитории эти проблемы решить сложно.

Что нужно знать о своих потенциальных читателях

Одна из наиболее распространенных ошибок авторов состоит в том, что мы пишем статьи для себя, то есть ориентируясь на интересное и полезное для нас. Но в этом есть смысл, только когда автор сам принадлежит к ЦА.

Когда я только планировала завести канал в Дзене, то хотела посвятить его загадкам истории. Мне стало интересно, кто читает статьи на эту тему.

Так как своего блога у меня тогда не было, я нашла все посвященные истории каналы в Дзене, внимательно изучила их тематику и то, насколько они популярны у читателей: где больше комментариев, аудитории, подписчиков и лайков. Почитала комментарии, заглянула в профили тех, кто их оставил, и на основании этого составила некоторое представление о ЦА.

Вторым этапом был анализ тематических групп «Вконтакте» и Фейсбука. Посты и обсуждения под ними позволили понять психологические особенности тех, кто интересуется историческими загадками, а также составить список наиболее популярных тем.

Проанализировав всю собранную информацию, я пришла к выводу… что историческая тематика потребует слишком глубокого изучения, иначе дотошные читатели завалят меня дизлайками.

В итоге я сделала выбор в пользу тематики, которую прекрасно знаю. Да и ЦА, можно сказать, мне как родная. И не ошиблась: мой канал вызывает интерес у тех, кому он и адресован.

Безликая масса vs конкретный читатель

Маркетологи советуют составлять обобщенный портрет целевой аудитории. Тогда безликая и аморфная читательская масса предстанет в образе условного, но конкретного субъекта со своими психологическими особенностями, интересами и потребностями.

Дзен читают очень разные люди. Создавая условный образ своего читателя, нужно учитывать следующие параметры:

  • возраст и пол;
  • регион (столица, провинция, Центральная Россия или Сибирь, южные регионы или бывшие союзные республики);
  • профессия или род занятий;
  • интересы, в том числе познавательные;
  • увлечения и хобби;
  • психологические особенности: склад характера, потребности и т. д.

Если у вас есть представление об образе потенциального читателя, то, собирая материалы и подготавливая статью, вы будете ориентироваться на вполне конкретного человека. И читатели будут чувствовать себя на одной волне с автором, а это стимулирует их интерес.

Как собрать данные о ЦА

Перспектива тратить время на сбор данных и анализ аудитории пугает многих авторов, но такая работа не только нужна и интересна, но и не требует больших затрат времени. Особенно если знать, где «водится» ваша целевая аудитория. Вот несколько возможных источников полезной информации.

Статистика и метрика

Если вы ведете свой канал достаточно давно, то у вас уже есть информация о читателях, правда, не слишком обширная, но всё равно полезная. Из метрики вы можете узнать:

  • Возраст и пол аудитории
  • Географию проживания. Данные не очень подробные, но есть возможность определить, где живут самые активные пользователи. Сделать это можно на вкладке «Отчеты»/ «Стандартные отчеты»/ «Аудитория»/ «География».
  • Интересы. Узнать о них можно на вкладке «Отчеты»/ «Аудитория» / «Интересы». Правда, эта характеристика в метрике представлена слишком обобщенно. Вы можете узнать, например, что большинство читателей выбирает сферу «Развлечение и досуг» или «Образование», «Финансы» или «Бизнес».

Организация опроса

С недавних пор появилась возможность разместить в статье специальную форму для опроса. Вы можете сформулировать вопросы об интересах читателей, их ожиданиях, о том, что бы они хотели почитать и что им не нравится в ваших статьях.

Правда, подобная форма изучения ЦА имеет смысл только на достаточно развитых каналах и плохо подходит для начинающих авторов, особенно тех, кто только выбрал тему и совсем недавно начал писать в Дзене. Им можно порекомендовать другой формат, полезный, кстати, и для опытных авторов.

Изучаем целевую аудиторию за пределами Дзена

Чтобы не только понять своих постоянных читателей, но и привлечь новых, нужно выйти за пределы Дзена. Узнать много интересного о своей ЦА можно на разных площадках:

  • в тематических группах в соцсетях;
  • на сайтах подходящей вам тематики;
  • на форумах.

Читая посты и комментарии, можно узнать много полезного не только об интересах и предпочтениях ЦА, но и о психологических особенностях читателей. К тому же именно из комментариев можно почерпнуть волнующие потенциальных читателей темы и вопросы.

Подводя итоги, подчеркну еще раз: не жалейте времени на изучение целевой аудитории, используйте возможности разных метрик Дзена, читайте статьи схожей тематики и комментарии к ним. И, конечно, обязательно выходите за пределы Дзена, ведь здесь авторы варятся в одном и том же бульоне. Для вашей работы будет полезна любая информация о ваших читателях.