В современной России сняты три фильма, которые не хочется смотреть. Несколько раз ловил себя на этой мысли. И удивился, когда трое знакомых не сговариваясь в разговорах назвали в ответ на мой вопрос эти же фильмы.
Эти фильмы долго снимали талантливые люди. В них вложены немалые средства. Но вот желания и даже сил смотреть их нет. Хотя, я заставил себя это сделать. Речь о «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, «Фаусте» Александра Сокурова и «Дау»Ильи Хржановского. Какой безбожной безысходностью и безвкусной тяжестью веет от этих произведений киноискусства.
«Трудно быть богом» («Резня в Арканаре»), 2014 год
С 1999 года более десяти лет Алексей Герман-старший снимал это масштабное кинополотно, уделяя внимание с мельчайшим деталям повествования, построенного на произведении братьев Стругацких.
Планета погружена в Средневековье. За ходом событий наблюдают земляне, которые корректируют отдельные моменты истории, не нарушая ее ход событий. В городе Арканар власть захватывает «черное братство», свергнув «серых», которые были не столь кровожадными, после чего главный герой – дон Румата начинает свою войну и выступает против захватчиков. Тем самым он вмешивается в чужой исторический процесс.
Этот фильм сложно вписать в рамки «Нравится/Не нравится». Потому что это глобальное полотно с глубоким философским подтекстом, который в ходе создания картины оценил один авторов первоисточника – Борис Стругацкий.
Однако в ходе просмотра проникаешься атмосферой безысходности, собственной никчемности и низкой человеческой сути. Грязь, цинизм, натурализм – масштабно, но со знаком минус. К этому фильму нужно подготовиться.
«Фауст», 2011
Александр Сокуров умеет поднять в фильме проблему, часто вечную и не имеющую геолокации, стучит он чаще в умы, а не в сердца, хотя в фильмах его много любовных тем. Это касается и «Фауста».
За основу сюжета автор взял первую часть одноименного поэтического шедевра Гете. Красной нитью в повествовании лежит любовная линия Фауста и Маргариты.
Такие фильмы не становятся кассовыми хитами, так как воспринимаются узкой прослойкой интеллигенции, которая погружается во все аспекты произведения, сравнивает с первоисточником. Здесь нужно напрягаться, анализировать, а не расслабляться с попкорном.
Одна из основных мыслей Сокурова – о пустоте, которая много ширится от безответности, а также поиск на главные вопросы бытия.
Человек не может признать пустоту, он ищет выход из этого состояния, пытаясь заглушить ее гул. Голливуд глушит пустоту экранным фастуфудом, а Сокуров – поиском ответов на вопросы о причинах этой пустоты: он давит на раны, а не игнорирует их. Ответов в фильме нет, но есть громкие посылы к сорассуждению.
Отмечу отдельно эстетику фильма, близкой к идеальной.
«Дау», 2019 год
Длинное и разносторонне повествование о жизни советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау.
Фильм снимали с 2008 года на протяжении нескольких лет в ряде стран, построив большое количество декораций, пригласив огромное множество непрофессиональных актеров.
Авторы «Дау» создали свою маленькую киноиндустрию в рамках всемирной индустрии кино. На этом островке культивировалось свое понимание кинопроцесса. Режиссер снял сотни часов чернового материала, который множество раз монтировался в разных вариантах. Опять же внимание к мельчайшим деталям. Сейчас в интернете есть версия фильма, которая выдается за итоговый вариант.
После просмотра не покидает мысль о том, какую клаустрофобию ощущают гении в условиях работы в рамках солнечных дней тоталитарных режимов.
Фото: Википедия, КиноПоиск