Ганнибал Барка заслужил признание: он боролся с римлянами бескомпромиссно, проявлял изобретательность в долгой войне.
И все же, Вторая пуническая война оказалась Карфагеном проиграна, «пластмассовый Рим победил» (отсылка к Егору Летову).
Почему? Ведь Ганнибал бил римлян многократно, наносил им ужасные потери... А они как Ванька-встанька, хоть бы хны.
А все просто: Риму и его союзником противостоял именно что «злой гений Ганнибала» да его не такая уж большая «личная армия». Плюс еще несколько более-менее толковых полководцев в Испании (родственники Ганнибала) и местная «пятая колонна».
Повторюсь, это была война уже даже не двух государств, но одного государства с весьма крутым военачальником.
Советский профессор Сергей Иванович Ковалев в свое время вынес вердикт: вооруженные силы Рима и союзников были куда сильнее карфагенских войск.
Карфаген был «городом торгашей», однако не обладал мощной армией из граждан. Более того, силу пунийцев подтачивали внутренние дрязги. Ссорились не только «дворцы и хижины», но и олигархические группировки друг с другом.
Денежные потоки в Карфагене распределялись неравномерно, порождая толпы нищих, элиту и небольшую прослойку богатых. Рим тоже станет таким, но гораздо позже. Притом римляне найдут из такого положения выход.
А вот карфагеняне не нашли. Потому карфагенская знать опиралась на отряды наемников. Разноплеменной «интернациональный» контингент был эффективен только в руках умелого полководца, каким и был Ганнибал Барка. Он, благодаря своей харизме, сумел удержать такое воинство под контролем. Редкий случай для Карфагена: наемники были переменчивы, долгую войну не любили.
Ковалев противопоставлял контингентам наемников ополчения римлян. Да, в среднем они воевали хуже, так как не были профессионалами. Зато это была единая сила, обладавшая высоким боевым духом, способная сражаться за Рим десятилетиями. Да и пополнять такие армии было проще.
Американский исследователь Ричард Габриэль и вовсе считает, что у Карфагена не было шансов. Просто потому, что этот богатый город полагался на чужеземные контингенты, фактически игнорируя собственное население (а ведь оно не уступало римскому). Если карфагеняне и шли воевать, то на флот или в малочисленные элитные отряды.
Не зря, ой не зря Ганнибал всеми силами пытался привлечь к своей борьбе кельтов и италиков. Он понимал, что от «родины-матери» помощи вряд ли дождется. Властная элита Карфагена частично вполне могла тайно сочувствовать римлянам: собственный полководец с верной армией был для местной верхушки куда страшнее. Тот же Габриэль считает, что Рим, вместе с союзниками, выставил на «Ганнибалову войну» суммарно семьсот тысяч пехотинцев и семьдесят тысяч всадников!
У Ганнибала же сотоварищи «на всех фронтах» было максимум двести тысяч, включая флот.
Рим того времени — это как РККА или янки в Гражданские войны. То есть — лучшая организация, чем у противника. Римлян бил Ганнибал, янки — конфедераты, большевиков — белые. Но и Рим, и РККА, и северяне вставали и отряхивались, раз за разом. И, в конечном счете, одерживали победу.
Карфаген был в еще худшей ситуации, так как само государство было в разы слабее римского, хоть и богаче (парадоксально?). Де-факто только полководческий гений Ганнибала и затянул эту Вторую пуническую войну. Шансов не было: один человек не может сломить целую систему. Хотя попытка была грандиозной.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.