Найти в Дзене
СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Первый русский десант или грандиозная авантюра в Африке?

     Африканский Рог,  вид  из  космоса.  Изображение  взято из  открытых  источников.
Африканский Рог, вид из космоса. Изображение взято из открытых источников.

Доброго времени суток, Уважаемые читатели! Хочу рассказать Вам одну очень интересную и весьма не однозначную историю конца девятнадцатого века. Событие это, хоть и малозначимое, наделало тогда много шума в Европе и едва не привело к серьёзной конфронтации России сразу с несколькими государствами. На первый взгляд история героическая и претендующая стоять в одном ряду с покорением Сибири казаками под предводительством Ермака. В самом деле - и там казачий атаман и тут, и освоение новых земель для Российской короны в обоих случаях. Единственно, что экспедиция Ермака закончилась присоединением огромных просторов Сибири к Российской империи, а проникновение в Восточную Африку разгромом колонии и арестом русских поселенцев.

Если коротко, суть дела заключается в следующем. В начале 1889 года на побережье Восточной Африки, в Таджурском заливе на территории Джибути высадились полторы сотни русских поселенцев-казаков под предводительством атамана Ашинова Николая Ивановича. Поселенцы заняли пустующую египетскую крепость Сагалло и подняли над фортом Российский флаг. Назвали поселение "Новой Москвой". Не подалёку от крепости были разбиты огороды и высажены плодовые деревья. Обустраивались Ашиновцы всерьёз и надолго. Однако вышло всё не так как задумывалось. Ровно через три недели французская эскадра в составе крейсера "Пэнгвэн" и трёх канонерских лодок "Метеор", "Примогэ" и "Скорпион" расстреляла форт из пушек. Во время обстрела погибли две женщины, трое малолетних детей(среди поселенцев находилось 10 женщин) и один казак. Двадцать два человека были ранены. Через 15 минут после начала бомбардировки атаман Ашинов приказал поднять белый флаг и сдался. Французы отнеслись к пленным достаточно сносно и вскоре депортировали их в Россию. Где, кстати, Ашинов был арестован и сослан в Царицын Саратовской Губернии. Никаких официальных претензий в связи с инцидентом Александр третий Франции не выдвинул.

                                        Изображение   взято  из  открытых  источников
Изображение взято из открытых источников

Вот, в принципе, и вся история. Специалистами она хорошо изучена, кроме того о ней много писали в прессе тогда и начали писать сейчас. Даже книга вышла. Акценты практически одни и те же - времена меняются, а предательская сущность и глупость Российских властей нет. Император расплатился жизнями своих подданных из-за нежелания ссориться с Европейскими странами... Ну и так далее в том же духе. Однако на самом деле, как уже было отмечено в заголовке, история не однозначная и всё совсем не так просто, как нам всем бы хотелось.

Начать, видимо, следует с идейного вдохновителя и организатора экспедиции, казацкого атамана Н.И. Ашинова. И тут сразу сюрприз: оказывается родился "атаман" в Пензенской Губернии в семье крепостного в 1856 году. Закончил уездное училище в Царицыне(ныне Волгоград), а вот из Саратовской гимназии был отчислен за "неуспеваемость и дурное поведение". Деньги и завтраки отнимал у младшеклассников "будущий атаман вольных казаков". После отчисления занялся извозом на верблюдах, но тоже не удачно. Зато подружился с ссыльными в Царицын бандитами-осетинами и рванул на Кавказ, в поисках богатства, славы и блатной романтики. Чем занимался Ашинов на Кавказе не известно, но через три года он приезжает в Петербург. В столице Николай Иванович совершает ежедневные вояжи по редакциям газет и светским тусовкам, где представляется последователем Стеньки Разина(!!!) и представителем "вольного русского казачества". По заверениям Ашинова казаки-Разинцы не были уничтожены 300 лет назад, а просто переселились в соседние Азиатские государства. И сохранили свои обычаи и верность Российской Короне. Мало того, как утверждал "атаман", вся казачья вольница, проживающая за рубежем, спит и видит как бы послужить Родине все эти 300 лет. Просто оказии пока не случилось.

Н. И. Ашинов.  Изображение  взято  из  открытых  источников
Н. И. Ашинов. Изображение взято из открытых источников

А так как годы идут, а послужить отчизне уже совсем невтерпёж, его, Ашинова, прислал на переговоры "набольший" атаман Мишка Двулобый. Речь шла о колонизации пустующего Черноморского побережья Кавказа от Новороссийска до Сухуми. Именно туда предлагал "атаман" переселить "своих вольных казаков" изнывающих вдали от Родины и сформировать из них новое казачье войско - Черноморское. Заручившись поддержкой важных персон в обеих столицах, Ашинов получил деньги и необходимые разрешения для организации поселений в указанном месте. Но так как никаких азиатских "вольных казаков" в природе не существовало "атаман" рванул в Полтаву. Там, наобещав местным крестьянам массу материальных благ, уговорил несколько десятков семей переселиться на черноморское побережье. Полученные на организацию поселений средства Ашинов забрал себе, а вещевое довольствие продавал переселенцам втридорога. В результате, приезжие "вольные казаки" стремительно разбежались с большим для себя убытком.

Махинация вскрылась, разразился грандиозный скандал, который дошёл до Императора, после чего на проекте Черноморского казачьего войска был поставлен жирный крест. Однако Ашинов, чудом избежавший каторги, отнюдь не угомонился. Наоборот, с изумительной наглостью он начал продвигать ещё более амбициозный проект - заселение не существующим "вольным казачеством" теперь уже... Абиссинии (единственного христианского государства в Африке, современной Эфиопии). Для этого он привлек верхушку Российского духовенства и одновременно пообещал морскому ведомству организацию военной базы для флота в Красном море. Усилия Ашинова по организации военно-религиозной миссии в Африке носили по истине уникальный характер. Не смотря на предвзятое отношение к нему императора, прекрасно понимавшего что имеет дело с законченным лгуном и авантюристом, "атаман" сумел добиться казённой помощи. Очарованное Ашиновым окружение Александра третьего вынудило его вооружить экспедицию и профинансировать её. Описывать здесь всю эпопею возможным не представляется - для этого действительно понадобилось бы написать книгу. Одно можно сказать точно, Н.И. Ашинов вполне заслуживает быть прототипом Великого комбинатора Ильфа и Петрова. А возможно ещё и Чичикова с Хлестаковым вместе взятых.

Первая, разведывательная высадка на побережье Таджура была осуществлена 6 апреля 1888 года. Судно доброфлота "Кострома" высадила на берег "атамана вольных казаков" в сопровождении нескольких человек. Выгрузив провизию, Ашинов объявил о основании станицы "Новая Москва" и через неделю отправился обратно в Россию. Шестеро спутников остались охранять вещи. На родине высокие покровители авантюры "атамана" продолжали продавливать идею колонизации далёкой Африки. Вот что писал на этот счёт генерал-адъютант, управляющий делами Императорской главной квартиры О. Б. Рихтер обер-прокурору Святейшего Синода, тайному советнику Александра третьего Победоносцеву:

...." Какой там ни на есть Ашинов, а дело само стоит того, чтобы его не бросать. <...> Оружия, кажется, приказано выдать, недостает только денег. Признаюсь, я бы [74] решился рискнуть 3 тыс. золотых. Выгорит, и слава Богу, пропадут — ну что ж, где наше не пропадало... Только этим путем, то есть поддержавши вовремя кучку флибустьеров, оставляя правительство в стороне, можно достигнуть результата»

Однако, 7 ноября 1888 года в Петербург пришло секретное донесение от посла в Константинополе Нелидова, где сообщалось, что основание Ашиновым "станицы Новая Москва" в Джибути является злонамеренной ложью и вымыслом. Император был взбешён и приказал прекратить всяческую поддержку экспедиции, однако и Высочайшего приказа чинить ей препятствия не последовало.

Возможно, на решение о продолжении подготовки к дальнему вояжу повлияли отчаянные усилия любимца царя Н. М. Баранова. Тридцатого ноября 1888 г. он писал К. П. Победоносцеву: «Простите, что снова возвращаюсь к Ашинову. Жалобы на него Нелидова и Гирса меня нисколько не удивляют... Быть может, началом моих действий в Абиссинии была бы постановка виселицы для Ашинова. Что Ашинов плут — это многие знают, но из-за этого странно не воспользоваться берегом Чермного моря и не завязать сношений с Абиссинией»

 Таджура. Восточная Африка. Изображение взято из открытых источников.
Таджура. Восточная Африка. Изображение взято из открытых источников.

Так или иначе преодолев многие злоключения 7 января 1889 года Ашиновцы прибыли в Таджуру. На берег высадились 150 человек в числе которых и правда находились двое казаков, правда терских. Остальные переселенцы представляли из себя компанию весьма разношёрстную: крестьяне, отставные военные, откровенные воры и бандиты да десяток женщин "с заниженной планкой социальной ответственности". Ашинов как мог старался навести порядок в рядах поселенцев, но получалось плохо. К внутренним распрям прибавлялись конфликты с аборигенами, у которых криминальная часть "казаков" воровала домашний скот. Чтобы прекратить конфронтацию с местными, "атаман" увёл своих подопечных в заброшенный египетский форт Сагалло. Крепость на удивление хорошо сохранилась и "казакам" понравилась. Ашинов решил перенести "станицу Новая Москва" сюда и приказал поднять Российский флаг.

Буквально через полторы недели к Ашинову явился французский офицер из Оброка (французская фактория в 100 милях от Таджура) и потребовал у "атамана" объяснений. Мало того, что территория Джибути являлась французской колонией, ещё и сам Ашинов неоднократно уверял французов, что его целью является проход в независимую Абиссинию. Об устройстве военного форта на побережье речи не шло."Атаман" ничего объяснять не стал и выпроводил лейтенанта во-свояси. В последствии французы неоднократно пытались урезонить хамоватого "казачьего" начальника, пытаясь решить дело миром. У Франции с Россией намечался военно-стратегический союз и портить отношения из-за кучки непонятно откуда взявшихся оборванцев им не хотелось. Получив отказ на требование убраться из Сагалло, французы попросили хотя бы спустить Российский флаг. После того как ашиновцы не согласились и на это, им было предложено сдать "излишнее вооружение". Речь шла о нескольких картечницах-гатлингах (предтеча современных пулемётов), винтовки было разрешено оставить. Однако и на это Ашинов ответил категорическим отказом.

К этому времени французы, после неоднократных запросов, получили заверения Российского министра иностранных дел, что Государство Российское никакого отношения к экспедиции Ашинова не имеет. Далее произошло то, что было описано в начале статьи. Александр третий прекрасно понимал, что Россия не в состоянии вступить в схватку за радел колониального пирога в далёкой Африке с европейскими странами. Однако готов был рискнуть и поддержать колонистов, дабы заполучить морской порт на Красном море, нужда в котором обозначалась всё более отчётливо. Но личность Ашинова не позволила ему поддержать африканскую авантюру "атамана казачьей вольницы" и видимо не напрасно.

«Я все-таки думаю, что этот пройдоха Ашинов всех надует, оберет и бросит, что он уже не раз делал. Французы, мы знаем, не желают их пустить в Обок, и вряд ли что выйдет из всей этой экспедиции... Непременно надо скорее убрать этого скота Ашинова оттуда, и мне кажется, что и духовная миссия Паисия так плохо составлена и из таких личностей, что нежелательно его слишком поддерживать; он только компрометирует нас, и стыдно будет нам за его деятельность»

А теперь, когда Вы знаете как обстояли дела на самом деле, решайте сами, что произошло в 1889 году в далёком африканском Сагалло. Подвиг, предательство или грандиозная авантюра незаурядного мошенника....