Найти тему
Читали?

Не родись красивой: 10 главных красавиц из школьной программы

Оглавление

Ни Наташу Ростову из «Войны и мира», ни булгаковскую Маргариту, ни пушкинскую Татьяну Ларину настоящими красотками назвать нельзя. Да, необычные, обаятельные, одухотворенные – но неземной красотой не отличались. Кого же тогда, по мнению русских классиков, можно было считать идеалом? И как сложилась литературная судьба истинных красавиц?

Наталья, героиня повести Н. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Идеал русской женщины во времена активной европеизации.

Возраст: 17 лет

Картина "Боярышня", К. Маковский
Картина "Боярышня", К. Маковский
«…много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею - Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее — и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных <...>

Судьба: подкупив нянюшку, Наталья решительно, но тайно обвенчалась с сыном опального боярина, которого ложно обвиняли в бунте. Переодевшись в мужское платье, вместе с мужем отправилась на войну с литовцами. В решающей битве влюбленные храбро бросились на врага, воодушевив все войско. Став героями, были ласково приняты государем и прощены отцом. Жили счастливо (и, вероятно, умерли в один день). Хэппи-энд!

Дуня, дочь станционного смотрителя, А.Пушкин «Повести Белкина». Грустный вариант сказки «Золушка».

Возраст: на момент первой встречи – 14 лет, второй эпизод – на несколько лет старше, но все еще молода.

Роль Дуни в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель» сыграла Марианна Кушнерова, 1972 г. , кадр из фильма
Роль Дуни в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель» сыграла Марианна Кушнерова, 1972 г. , кадр из фильма
«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.
<…>
Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался.

Судьба: Дуню соблазнил и тайно увез из отцовского дома гусар Минский. Горюющий отец отправился за дочерью в Петербург, где нашел дом гусара и смог увидеть дочь. Дуня упала в обморок, а станционного смотрителя выгнали прочь. Затосковав, через несколько лет старик отец умер. Дуня приехала к нему на могилу, и с ней были трое ее детей. В конечном итоге непонятно, была ли она счастлива и действительно ли Минский любил ее (или нашел себе другую).

Оксана, гарна дивчина, Н. Гоголь, повесть «Ночь перед Рождеством»

Возраст: около 17 лет

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки", реж. А.Роу, 1961 г.
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки", реж. А.Роу, 1961 г.
«Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица <…>
«Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».

Судьба: наверное, знают все. Хотела черевички и мужа. Получила и то, и другое. Похвально!

Настасья Филлиповна Барашкина, содержанка, роман Ф. Достоевского «Идиот»

Возраст: 25 лет

В роли Настасьи Филипповны народная артистка СССР Юлия Борисова, кадр из фильма «Идиот» И. Пырьева, 1958 г.
В роли Настасьи Филипповны народная артистка СССР Юлия Борисова, кадр из фильма «Идиот» И. Пырьева, 1958 г.
«…необыкновенной красоты женщина… в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темнорусые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна».

Судьба: Известно, что она осталась сиротой, когда ей было семь. В 16 лет стала содержанкой помещика Тоцкого, тяжело страдает от осознания своей порочности. Тоцкий же пытается от нее избавиться, князь Мышкин – спасти ее душу. Убита своим главным обожателем Рогожиным – сыном богатого купца.

Элен Курагина - Безухова, Л.Толстой, роман-эпопея «Война и мир». То ли женщина, то ли мраморное античное божество.

Возраст: около 18-25 лет (хотя ее почему-то всегда изображают зрелой и опытной дамой).

Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной-Безуховой, фильм "Война и мир", реж.Сергей Бондарчук, кадр из фильма
Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной-Безуховой, фильм "Война и мир", реж.Сергей Бондарчук, кадр из фильма
«...сама графиня, в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы диадемою огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно...»
«...высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем...»

Судьба: выходит замуж по расчету за состоятельного Пьера Безухова, блистает в свете и меняет любовников, среди которых много высокопоставленных лиц. Умирает от тяжелой болезни. Была ли счастлива – неизвестно, скорее нет. Потому что как героиню Толстой ее осуждал и вообще недолюбливал.

Солдатская дочь Радда (по ощущениям цыганочка), рассказ М. Горького «Макар Чудра»

Возраст: неизвестен, по-видимому, неприлично молода.

Изображение Владимир Берзин с сайта Pixabay
Изображение Владимир Берзин с сайта Pixabay
«Ты Нонку мою знаешь? Царица-девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя — много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Судьба: в Радду без памяти влюбился красавец цыган Лойко Зобар, но она повела себя ровно, как Дейнерис Таргариен: приказала преклонить колено. Сгорающий то ли от страсти, то ли со стыда Лойко как бы согласился, но сам вонзил нож в сердце Радды. Самого Лойко убил отец Радды. С тех пор кружатся их тени в ночной тьме, как искры костра. Даже не знаю, можно ли это назвать хэппи-эндом.

Наталья Станкевич, рассказ И.Бунина «Натали». Не самый известный, но очень притягательный образ.

Возраст: предположительно около 18-20

Эва Буковска в фильме Феликса Фалька «Лето любви», 1994 г. , кадр из фильма
Эва Буковска в фильме Феликса Фалька «Лето любви», 1994 г. , кадр из фильма
«Представь себе: прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего <...>

Судьба: становится частью любовного треугольника. Влюбляется в молодого человека, к которому привязана ее подруга, прерывает с ним связь и выходит замуж за другого. После смерти мужа вновь встречает первую любовь, с которым готова продолжать видеться тайно. Через полгода умирает от преждевременных родов.

Актриса Сонечка Голлидэй, Марина Цветаева «Повесть о Сонечке». Огневушка-поскакушка, не иначе.

Возраст: около 25-26 лет

Софья Голлидэй
Софья Голлидэй
«Передо мною маленькая девочка. С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками.
Передо мною - живой пожар. Горит все, горит - вся. Горят щеки, горят губы, горят глаза, несгораемо горят в костре рта белые зубы, горят - точно от пламени вьются! - косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. И взгляд из этого пожара - такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!
Сонечкин румянец был румянец героя. Человека, решившего гореть и греть».

Судьба: в повести Цветаевой Сонечка – сама жизнь. Красивая, талантливая, несколько эксцентричная, в то же время ранимая и беззащитная. Со своей искренностью и пылом Сонечка, как и все любимые цветаевские героини, обречена на трагическую смерть, которую автор может только предчувствовать.

Княгиня Вера Шеина, А. Куприн «Гранатовый браслет».

Возраст: неизвестно

В роли Веры - Ариадна Шенгелая, кадр из фильма "Гранатовый браслет", реж. А.Роом, 1965 г.
В роли Веры - Ариадна Шенгелая, кадр из фильма "Гранатовый браслет", реж. А.Роом, 1965 г.
«…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…»

Судьба: Княгиня в браке, но ее отношения с мужем больше напоминают крепкую дружбу. В течение 8 лет Веру преследует некий молодой человек, который дарит ей гранатовый браслет – символ своей любви. Через несколько дней он уходит из жизни, и Вера впервые решается его увидеть. Она приходит попрощаться с телом и понимает, что ее жизни коснулась большая настоящая любовь.

Аксинья Астахова, казачка, роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон»

Возраст: 20 лет на начало романа

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, кадр из фильма "Тихий Дон", реж. А. Герасимов, 1957-1958 г.
Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, кадр из фильма "Тихий Дон", реж. А. Герасимов, 1957-1958 г.

Красоту ее автор называет «губительной», «огневой».

«...Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка*, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи...»
«...несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка…»

Судьба: всю жизнь замужняя Аксинья любит соседа – Григория Мелехова. Они будут то сходиться, то вновь разлучаться. В 1921 году, во время побега с Дона, раненная красноармейцами, Аксинья умрет на руках любимого человека.

Что ж, красота не всегда залог счастья, и зачастую приносит литературным героиням немало проблем. Все как в жизни!

В следующий раз проследим, каково жилось самым образованным классическим девушкам.