Парфюмеры - народ малочисленный. Они представляют собой смесь наполовину художников, наполовину ученых, проходят тщательное обучение, запоминают запахи сотен ингредиентов и тратят десятилетия, оттачивая свое ремесло. Поэтому у нас в мире больше космонавтов, чем парфюмеров.
Для многих задача заключается не только в том, чтобы продать потребителям очередной флакончик со сладко пахнущим содержимым, суть состоит в том, чтобы передать эмоции, создать прекрасный момент или взбудоражить детскую память.
Так что же требуется для создания первоклассных ароматов? Ниже приведены слова трех парфюмеров, которые пришли в эту отрасль разным путями.
1. Парфюмеры определяют сотни ингредиентов по запаху
Парфюмеров иногда называют "nez"—французское слово "нос"— и не зря. Они держат сотни запахов в своей памяти и могут различить ингредиенты, которые пахнут идентично для неискушенного носа.
Многие парфюмеры также могут отличить настоящее эфирное масло от синтетического, что крайне важно для этой отрасли.
” Скажу вам так: 200 эфирных масел и около 1500 синтетических материалов вот столько ингредиентов обычно используют парфюмеры ", - говорит Джоди Уилсон, классически обученный парфюмер, работающий менеджером по продажам ароматов Orchidia в Чикаго.
Хитрость парфюмера состоит в том, чтобы связать каждый запах с определенным воспоминанием.
” Чем больше у вас жизненный опыт, тем больше воспоминаний, и так вы запомните запах, во время обучения, потому что именно запах напоминают вам о вашей бабушке или цветочном магазине, пекарне или определенном вкусе", - говорит Джоди Уилсон.
Связь между запахом и памятью уже доказана научно - результат исследования в 2018 году нейробиологами в Университете Торонто показал, что мозг не только хранит информацию об определенных запахах, но и воспоминания о том, когда и где вы впервые встретились с ними.
2. Хорошего обоняния мало, чтобы стать хорошим парфюмером
Многие парфюмеры обладают высоким обонянием. Одним из них является Кристофер Бросиус из Джерси, основавший неоднозначный парфюмерный бренд CB I Hate Perfume (он не признает большинство коммерческих ароматов).
Он понял, насколько сильно его обоняние, когда работал водителем такси в Нью-Йорке - ему приходилось опускать окно каждый раз, когда неприятный аромат доносился в его сторону и заставлял желудок сжиматься.
Однако, многие амбициозные парфюмеры ошибочно полагают, что хороший нюх поможет им стать профессионалом в этом деле.
"Это все равно, что сказать, что у вас суперзрение и вы следующий Пикассо. Острый нос очень полезен, но я встречал парфюмеров, которые были чрезвычайно талантливы, но с обычным обонянием. Они как раз думали иначе, а именно, применяли свои способности в создании уникальных и интересных ароматов. Более важным, чем хорошее обоняние, является творчество, природный талант распознавать запахи, которые хорошо работают вместе, и приверженность к созданию базы знаний и навыков" - говорит Бросиус.
3. Французская школа Givaudan - цель многих потенциальных парфюмеров
Как и многие профессиональные парфюмеры, Джоди Уилсон получила образование в школе парфюмерии Givaudan во Франции. Основанная в 1946 году, она принимает только одного или двух перспективных студентов в год из тысяч абитуриентов - а иногда и вообще никого, если в этом году кандидаты не соответствуют высоким стандартам школы.
Основатель школы - Жан Гишар сказал, что он самолично отбирал студентов на основе их личности, таланта и мотивации.
"Парфюмер должен быть смесью учёного и поэта”, - сказал Гишар. "Когда я встречаю людей, то понимаю есть у них талант или нет. Мне не нужны люди, которые думают: "я буду парфюмером, так как они зарабатывают много денег. - Мне это вовсе не интересно. "
Начальный оклад для парфюмеров составляет около 45 000 долларов, но парфюмеры в Нью-Йорке, как правило, немного больше получают. Лучшие парфюмеры мира не зарабатывают шестизначные цифры.
Четырехлетнее образование в Givaudan строгое, студенты не делают ни одного парфюма до выпуска.
"Во -первых, студентам надо запомнить около 1500 наименований сырья, " - говорит Уилсон. Затем, они учат как создавать созвучия, которые будут нотами аромата (как роза или жасмин) они и формируют сердце духов. Дальше переходят к парфюмерным схемам ("скелет" аромата, который содержит от 10 до 12 материалов), узнают о культуре и истории парфюмерии. "Все это занимает много времени, и это всё, что вы делаете с 9 утра до 4 вечера"- говорит Уилсон.
И вот когда студенты станут дипломированными специалистами, тогда их ожидает работа в компании Givaudan Fragrance Company, где они узнают, как делать духи под руководством опытного парфюмера.
4. Парфюмерная школа - не единственный путь попасть в индустрию
Кристофер Бросиус говорит, что 99,9% начинающих парфюмеров выигрывают от обучения в парфюмерной школе. Однако, он лично пошёл другим путём - изучив фундаментальные основы создания духов, устроился на работу в компанию Kiehl’s, и уже там закончил программу внутреннего обучения от компании.
Еще реже парфюмер может быть самоучкой, это почти нереально. Последняя из таковых Мэнди Афтель, парфюмер из Беркли, Калифорния. Она бросила карьеру психотерапевта из-за страстного увлечения парфюмерией. За информацией о натуральных материалах она обратилась к парфюмерным книгам от начала 1900-х годов, до того, как синтетические материалы начали наполнять рынок. Для создания своих духов Афтель использует сотни натуральных ингредиентов, никакой синтетики, и благодаря этому она имеет постоянных клиентов.
Независимо от карьеры, которую выбирает парфюмер, все они сходятся в едином мнении о том, что это непрерывный процесс обучения. Бросиус и Уилсон сказали, что требуется от 20 до 25 лет, чтобы по-настоящему овладеть искусством парфюмерии, а Афтель по-прежнему называет себя новичком после 30 лет работы в этой области.
5. Не все парфюмеры создают духи
С ароматизированными вещами мы сталкиваемся каждый день. Некоторые парфюмеры специализируются на создании ароматов для “промышленного применения”, которые включают в себя всё, начиная от детских игрушек до красок и тканей.
В случае средств для чистки унитаза и наполнителя кошачьего туалета цель не обязательно в том, чтобы создать приятный аромат - задача замаскировать неприятный.
Тем не менее, многие парфюмеры, работающие на промышленность, имеют научную подготовку и, как правило, работают на химическую компанию, а не на парфюмерный бренд.
6. Некоторые ингредиенты, с которыми работают парфюмеры, опасны
Концентрированные ингредиенты, такие как корица могут вызвать серьезные химические ожоги, при попадании на кожу. Парфюмеры надевают перчатки и очки во время смешивания ингредиентов, а некоторые материалы даже поставляются с пометкой "не открывать без разрешения". Бросиус говорит:
“У нас есть протокол, согласно которому, новый присланный материал открывают в определенной части здания или даже иногда снаружи на террасе, чтобы не произошло такое как “ой я пролил одну каплю соединения и теперь в здании невозможно находиться, потому что всю неделю оно будет пахнуть имбирным элем!”
7. Ваша аромакосметика может и не содержать эфирные масла розы, жасмина и др.
Этикетки обманчивы. Если вы покупаете ароматизированный лосьон или гель для душа, и производитель утверждает, что в нем есть роза, сандаловое дерево или жасмин, но стоит продукт дешево, то это, скорее всего, лишь маркетинговая уловка.
По словам Уилсон, такие ингредиенты, как эфирное масло розы или жасмина могут стоить тысячи долларов за фунт.
Скорее всего, что дешёвый продукт содержит минимальное количество указанных натуральных масел - только ради упоминания их в составе продукта, и плюс ко всему - массу синтетических компонентов, подражающих настоящему запаху.
8. Они не всегда работают над ароматами, которые им нравятся
Маркетинг - это огромная составляющая стоимости духов, особенно это касается сегмента класса "люкс". Именно из-за требований маркетинга многие парфюмеры не всегда могут следовать своему чутью в творчестве.
"Большинство парфюмеров, работающих в крупных брендах, не всегда довольны своей работой, - говорит Бросиус. “На один уникальный аромат приходится тонна загаженной ерунды. Многое зависит от прихоти маркетинговой компании. Компании более склонны к риску, говорит Уилсон, - и сами духи теперь не всегда как раньше стремятся продержаться лет 20 или остаться классикой, как Chanel №5 и ему подобные,"—говорит Уилсон. "Сейчас очень редко встретишь духи, которые остаются даже на 10 лет.”
9. Запах снега повторить невозможно, но парфюмеры стараются
Бросиус брал на себя некоторые амбициозные проекты на протяжении многих лет, в том числе ароматы, имитирующие запахи снега и влажной земли. Но некоторые ароматы почти нереально воспроизвести.
Химические разработки, необходимые для копирования некоторых запахов, пока не созданы. Это относится к таким запахам, как аромат бензина, шампанского, некоторых винах, а также животные запахи.
"Особенно щенков и котят. Нет ничего для их точного воспроизведения в палитре парфюмера. Вы не можете растворить щенков и котят и извлечь их запах", - говорит Бросиус, описывая метод, включающий в себя применение химического растворителя к сырью - например, к цветку.
Тем не менее, он добился успеха, создав "контекст, который настолько силен, что люди чувствуют запахи того, чего нет".
Например, его аромат ростбифа не содержит ростбиф, но содержит ноты петрушки и черного перца. Этот запах, и некоторые другие, подобные ему, не предназначены для ношения на теле. Бросиус говорит, что некоторые из его ароматов больше похожи на современные "нюхательные соли", их смысл в том, чтобы оживить вас, снять стресс.
"Все, что вам нужно сделать, это открыть флакон, вдохнуть и вы само спокойствие", - говорит он.
10. Парфюмеры иногда работают с горловыми испражнениями китов
Парфюмеры работают с некоторыми уникальными ингредиентами, такими как амбра. Это твердое вещество образуется в пищеварительном тракте кашалотов, похоже на воск, плавает в океане и время от времени попадает на берег.
Афтель повезло, что некоторые из образцов выставлены в музее истории запахов, которым она управляет. Чтобы превратить массу из сухих кусочков кальмара и каракатицы в ароматическое масло, ей пришлось размять их в ступке пестиком, затем добавить спирт, нагреть и дать настояться.
"И знаете запах чего получается, только в жидкой форме? - Неба, - говорит Афтель. Вот оно чудо преображения".
11. Шерсть в помощь усталому носу
Шерсть - обонятельный сорбент. Если вы чувствуете один и тот же запах в течение длительного периода времени или нюхаете слишком много духов подряд, то ваши рецепторы носа привыкают и перестают посылать сигналы в мозг. Это называется обонятельная усталость, и это объясняет, почему вы можете перестать замечать запах через пару минут.
” Если вы пробуете много душистых материалов, то ваш нос образно говоря ломается от нагрузки", - говорит Афтель.
Она держит немного шерсти рядом, чтобы восстановить обоняние. Почему это работает? Афтель говорит, что одна из теорий заключается в том, что ланолин в шерсти поглощает и нейтрализует запахи, давая мозгу отдых от сенсорной перегрузки.
А как насчет тех кофейных зерен, которые мы видим в некоторых парфюмерных магазинах?
" Способ определенно не работает",- говорит Афтель.
Интересная статья? Поддержи ❤