Дорогие мои читатели, для всех нас первомай неразрывно связан с 9 мая - Днём Великой Победы. Так будет всегда, потому что в каждой семье есть герои или простые бойцы, отдавшие свои жизни в той жестокой войне, и в их честь всегда будет гореть "вечный огонь", потому что забыть этот подвиг невозможно! Красная Армия с ожесточёнными боями дошла до Берлина, теперь мы знаем, какой ценой досталась победа!
Но в начале Великой Отечественной войны, летом 1941 г., никто даже предположить не мог, как будет складываться ситуация на фронтах в дальнейшем, потому что красноармейцам, с огромными потерями, приходилось отступать под натиском фашистов. В первые месяцы войны, кроме героически погибших солдат, было громадное количество наших военнопленных. Ответственность за эту катастрофу полностью ложится на тогдашнее военное руководство страны во главе со Сталиным И. В., включая народного комиссара обороны Маршала Советского Союза Тимошенко С. К. и начальника Генерального штаба генерала армии Жукова Г. К.
Наиболее тяжёлые последствия имело решение Сталина оборонять Киев, вопреки предложению полностью отвести войска Юго-Западного фронта за Днепр. По воспоминаниям Жукова, он "вышел из кабинета Сталина с тяжёлым чувством собственного бессилия". В результате возник "киевский котёл", крупнейший в истории Великой Отечественной войны. По данным фашисткой Германии, в плен было захвачено 665 000 человек, по оценкам наших историков, в кольце окружения оказалось 452 700 человек. Всего в начале войны насчитывалось не менее 13 котлов окружения наших войск и одной из причин этого было то, что советские военачальники не имели опыта ведения боевых действий и уступали противнику в военном искусстве.
Только 7% командного состава имело высшее образование и 56% - среднее. Из 17 командующих военными округами - 12 исполняли свои обязанности менее года. В этом, в свою очередь, сыграли роль репрессии 1937 - 1938 гг. и подготовка командного состава просто не успевала за стремительным ростом численности Красной Армии: с начала 1939 г. по июнь 1941 г. её численность увеличилась более чем в 2,5 раза. В 1941 г. попало в плен или пропало без вести, по данным российских историков, 2 335 482 человека, что составляет более половины всех наших потерь в первый год войны. По немецким данным, эта цифра составляет, как минимум 3 350 000 человек.
Как бы ни расходились эти данные, не вызывает сомнений, что большая часть военнопленных была захвачена в результате окружения крупных группировок советских войск. В сборнике "Гриф секретности снят" (М., 1993), изданного под руководством генерал-полковника Григория Кривошеева, отмечается, что абсолютное большинство "пропавших без вести" - это военнопленные. В 1941 г. к ним можно прибавить перебежчиков и дезертиров. По мнению авторов сборника, по мере постепенного освобождения оккупированных территорий СССР, в войска Красной Армии влились почти 940 000 бывших советских военнослужащих. В общей массе военнопленных 1941 г., около 200 000 человек составляли перебежчики, что по численности составляет две общевойсковые армии.