...На этот раз мы забрались в настоящую степную глушь. Позади были километры степной дороги с неожиданными препятствиями в виде свежих промоин и глубоких вязких луж. Мы пробрались сюда, в самое сердце Тарасовского района, для съёмки короткого эпизода фильма о дикой природе России.
Эта старая балка как нельзя лучше подходила для решения поставленных режиссёром задач. Здесь были и девственные участки склонов, покрытые богатой растительностью разнотравной степи, и байрачный лес в отрогах, и родники, притаившиеся в укромных уголках. Но главной достопримечательностью этого места были Чёрные Камни — несколько глыб тёмно-серого песчаника, покоящихся на небольших возвышениях среди песчаных проплешин одного из склонов.
Среди светлых песков эти камни смотрятся необычно и эффектно. Самую большую глыбу местные жители называют «Трон» и рассказывают байки о её необычных свойствах — мол, сидение на «Троне» приносит удачу.
Эти камни сильно отличаются от распространённых в этих местах сливных кварцитов прежде всего своей низкой прочностью. Цемент, скрепляющий песчинки, в этих песчаниках глинистый, поэтому дожди, ветра и морозы заметно разрушают их год от года. Отваливающиеся от массива куски прикрывают собой окружающий песок от размыва, и вокруг каждой глыбы формируется нечто, напоминающее курган со склоном, покрытым камнями. Тёмно-серый цвет этим песчаникам придают соединения марганца, содержащиеся в цементе. Любопытное место, кусочек пустыни с каменистыми холмами среди зелёной степи!
Пока шёл съёмочный процесс, у меня выдалось немного времени, чтобы внимательно осмотреть весенние склоны балки. Выше песчаных проплешин склон казался однообразным и скучным, но это было только на первый взгляд.
Буквально через десяток метров мне встретились поникшие фиолетовые колокольчики прострела лугового или сон–травы.
Такие же небольшие группы этих цветов попадались мне на всём пути к вершине склона. Однообразие подъёма в гору несколько скрасил заяц–русак, давший стрекача при моём приближении. Здоровые они тут у нас, не всякой собаке по зубам, и даже отдалённо напоминают кенгуру!
С вершины склона открывались виды, приятные глазу, но совершенно теряющие своё очарование на плоскости фотоснимка. Задерживаться здесь было незачем, и я отправился в обратную дорогу.
Идти по уже пройденному единожды «лысому» склону не хотелось. Невдалеке виднелась небольшая ложбинка, окружённая цветущим терновникам, где явно можно было найти сюжет для фотографий.
Но здесь меня ждал сюрприз — по дороге я наткнулся на редкие во всех смыслах растения нашей степи — лазорики или тюльпаны Геснера. Их здесь было совсем немного, и трудно поверить, что когда-то эти степи казались алыми во время их цветения...
В редком диком тюльпане не сидит рыжий и мохнатый хрущик–лисичка. Я до сих пор не пойму — вредитель это или благодетель? Тюльпаны все им обгрызены, но биологи утверждают, что именно этот жук их опыляет!
Пора было возвращаться к работе. Я спустился вниз, форсировал сухую промоину на дне балки и вышел на дорогу, идущую вдоль байрачного леса. И тут — опять сюрприз, семейка высоких тюльпанов Биберштейна в придорожных кустах! Везде они уже отцвели, а здесь ещё прячутся в тени крутого склона, поросшего лесом.
Все запланированные сюжеты тем временем были отсняты, и мы отправились к следующему заповедному уголку донского края...
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!